Сергей Элоян принял участие в росписи главного храма Вооруженных сил России

Сергей Элоян: Такая работа выпадает раз в жизни

В Подмосковье на территории парка «Патриот» завершается сооружение главного храма Вооруженных сил России, открытие которого приурочат к празднованию 75-летия Победы. Он станет третьим в стране по величине после собора Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В оформлении храма принимал участие заслуженный художник России, иркутянин Сергей Элоян. О том, как шла работа по украшению храма, иркутский живописец рассказал в интервью газете «Областная».

 

– Сергей Норикович, как вы стали участником этого проекта?

– Меня пригласил к сотрудничеству мой друг, известный скульптор Даши Намдаков, которому было поручено возглавить художественные работы по украшению храма Вооруженных сил – собора Воскресения Христова. Он сумел собрать очень сильный творческий коллектив, привлек к работе художников и скульпторов со всей страны. Только так можно было справиться с поставленной задачей – разнообразными художественными средствами раскрыть тему ратного подвига воинов, защищавших от врагов наше Отечество и православную веру в разные исторические эпохи, в особенности во время Великой Отечественной войны.

 

– Когда началась ваша совместная работа?

– В октябре 2018 года, когда еще окончательно не был утвержден проект строительства храма. Мы приступили к разработке эскизов оформления, опираясь на общую концепцию, разработанную главным архитектором Дмитрием Смирновым. Случай уникальный, но иначе было бы невозможно уложиться в очень короткие сроки, отведенные для сооружения храма. Мы получили возможность реализовать многие замыслы, не ограничивая себя рамками проектного решения, а наоборот, архитекторы вносили коррективы, стараясь учесть предложения художников и скульпторов.

 

– А как сказались ограниченные сроки на выборе художественных средств для украшения храма?

– Главный храм Вооруженных сил необычен по сравнению с другими подобными сооружениями. Основным материалом является металл, окрашенный в защитные цвета, купола изготовлены с использованием стекла, что создает внутри особую цветовую гамму. Если бы мы пошли по традиционному пути использования художественной росписи для внутреннего убранства, то наверняка не уложились бы в сроки. Такая технология предусматривает определенные этапы, требующие особой подготовки стен перед нанесением изображений. Поэтому главный упор был сделан на использование барельефов и мозаики. Это очень выразительные художественные средства, они больше соответствуют самому духу храма воинской доблести и славы.

 

– Как был организован ваш совместный творческий труд?

– Самыми напряженными были первые дни работы. Мы собрались в московской мастерской Даши Намдакова, чтобы обменяться идеями и замыслами. Сидели рядом, делали наброски, обсуждали их. В результате родилась основная концепция художественного оформления храма, пронизывающая и объединяющая внутреннее пространство в одно целое. Готовые эскизы прошли обсуждение с участием министра обороны России Сергея Шойгу и патриарха Московского и всея Руси Кирилла. От каких-то наших предложений пришлось отказаться, некоторые потребовали уточнений и корректировки, но главные принципы и подходы к художественному оформлению были одобрены. Это огромный шаг вперед, он открыл возможности для дальнейшей работы.

 

– Вы так и продолжали трудиться в Москве?

– В столицу я приезжал не реже двух раз в месяц, а остальное время проводил за рабочим столом в Иркутске. При этом творческую связь с Даши Намдаковым мы поддерживали дистанционно с помощью современных технологий. Перед нами стояла задача сделать храм новаторским, чтобы он нес в себе что-то свежее, не повторял привычные оформительские приемы. Поэтому ничего не копировали, а каждый раз искали свой подход с учетом архитектурных решений. Мы стремились, чтобы наше творчество раскрыло смысл воинского подвига, ценность которого состоит в победе добра над злом. В то же время нельзя было отходить от основных традиций православного церковного искусства. Мне в этом смысле очень помог опыт, полученный во время художественной церковной росписи Князе-Владимирского храма в Иркутске.

 

– В каких элементах оформления храма ваши идеи нашли наиболее яркое воплощение?

– Важными частями храмового комплекса стали многометровые фигуры Архангела Михаила и Георгия Победоносца, а также композиция, объединяющая лики Христа и ангелов над входными вратами. Очень выразительной получилась фигура солдатской матери, расположенная в самом конце скульптурного комплекса. Она символизирует скорбь по утраченным жизням сыновей и в то же время непреходящую ценность совершенного ими подвига. Идея сооружения этого памятника появилась на завершающем этапе строительства храма, и я рад, что она будут воплощена, несмотря на крайне ограниченные сроки.

 

– До праздника Победы совсем немного времени. Что еще осталось сделать в храме?

– Все основные работы по художественному оформлению завершены. Сейчас идет доработка отдельных моментов, но в таком важном деле не бывает мелочей. Это в первую очередь касается фигуры Христа, расположенной над центральным алтарем. Его рельефное изображение высотой 11 метров отлито из бронзы и будет покрыто позолотой. Подобрать оттенки драгоценного металла необходимо с учетом особенностей освещения алтаря, тогда изображение будет выглядеть более масштабно и выразительно.

 

– Какую роль участие в оформлении храма Воскресения Христова сыграло в вашем творчестве?

– Такая работа выпадает раз в жизни. Большое видится на расстоянии, как сказал поэт, и должно пройти время, чтобы до конца оценить значение полученного опыта. Но уже ясно, что в нем содержится большой потенциал для дальнейшего творческого развития. Надеюсь, он пригодится мне, найдет воплощение в новых проектах.