Один Иркутск и 29 кандидатов

В Иркутске над Ангарой взметнется новый мост с выделенной линией для скоростного трамвая, около аквапарка будет стоять кузница, школьники начнут учиться только в одну смену, советские заводы снова заработают в полную мощь, трудиться на коммунальную сферу будет солнце, а бюджет города лопнет от дополнительных миллиардов… Это не фантастическая книга, а отдельные идеи отдельных кандидатов на пост мэра Иркутска. Всего на эту должность претендуют 29 человек. Все они официально зарегистрированы кандидатами и написали эссе о том, что нужно сделать в городе, чтоб тот процветал.

Кто кандидаты? Это 25 мужчин и четыре женщины. Профессии: депутат думы, бизнесмены, домохозяйка и домохозяин, охранник, бухгалтеры, ученый, юрист, безработный, чиновники, инженеры, общественный деятель, социальный работник, пенсионеры и гражданин Российской Федерации (самоназвание кандидата).

Что они предлагают? Подобности – в обзоре «Областной», разумеется, не претендующем на полную объективность.

Самой первой проблемой кандидаты считают пробки, плохое состояние общественного транспорта и дорог, на эту тему более-менее пространно рассуждают 23 кандидата. Из них четыре человека предлагают выделить для общественного транспорта отдельную полосу, на которую бы не могли бы заезжать личные автомобили. Тогда их владельцы бы плюнули да и перестали бы ездить в центр на машинах. И вообще, надо им запретить это делать – такую идею внесли два кандидата. Пять потенциальных мэра ратуют за развитие электротранспорта, даже сдули пыль с идеи пустить троллейбус в Ленинский район. Четыре потенциальных градоначальника призывают всех пересесть на электрические автомобили.

Пять человек предлагают создать крупный логистическо-транспортный центр или пересадочный узел, где бы свивались все маршруты. Места на выбор – районы железнодорожного вокзала или Узловой. Иркутская агломерация, кстати, была упомянута всего три раза. Два человека указывают на необходимость строительства нового моста. Места на выбор – в районе острове Конный или чуть ниже плотины ГЭС. Два кандидата посетовали, что в Иркутске до сих пор не реконструирован аэропорт, и хотя это региональная собственность, стоит-то он в черте города.

Дороги, эх, дороги. В Иркутске состояние 55% дорог не соответствуют нормативам, вздохнул один кандидат. Значит, надо обязать подрядчиков содержать асфальт после укладки пять-семь лет, предложил второй. Все поголовное – за общественный контроль, проверку качества и прозрачность выделения подрядов.

Вторая проблема – нехватка социальной инфраструктуры (школы, больницы, детсады и проч.), ею всерьез озабочены 17 кандидатов. Кто-то говорит, что надо создать 3,5 тыс. мест в детсадах, кто-то – построить пять начальных школ с участием частного капитала. Трое решительно настроены ликвидировать вторую смену в школах. Больницы и поликлиники тоже надо строить, в том числе противотуберкулезный диспансер (вспомнил один человек).

Третья проблема – коммунальная (15 кандидатов). Насыпали ворох идей, в которых можно потонуть, как в не отсортированном мусоре. Кстати, за раздельный сбор ТБО выступают четыре человека. Пять – за закрытие угольных котельных, а двое – за газификацию Иркутска. Ливневая канализация по всему городу мечтается трем претендентам. А еще трое намерены поставить на службу горожанам Солнце, как в романе Платонова «Чевенгур», установить везде солнечные батареи и аккумуляторы.

Четвертая проблема – нет достаточной инфраструктуры для занятия спортом, считают 12 человек. Идей много, самые популярные – создание сплошных велодорожек и строительства аквапарка (места на выбор – около центрального рынка или на острове Конный). Один человек вспомнил про многострадальный ипподром.

Пятая проблема – большое количество ветхого и аварийного жилья, особенно в центре в виде памятников, на эту тему рассуждали 11 человек. Ничего нового никто не придумал, всё то же: провести инвентаризацию, памятники – отремонтировать, просто старьё – снести, а на их месте построить новое + соцобъекты.

О благоустройстве, комфортной городской среде, озеленении более-менее подробно размышляли 10 претендентов (вскользь упомянули почти все). Если реализовать все идеи или хотя бы половину, Иркутск станет городом-садом. Честно!

Сколько же кандидатов думали о бюджете города – как его приумножить и как рачительно тратить. Предложения были от самых рациональных (пересмотр областного закона о межбюджетных трансфертах и нормативов отчислений в муниципальные бюджеты, патентное налогообложение и т.д.) до фантастических (не то, чтобы инопланетяне подкинут иркутянам миллиарды по доброте душевной, но что-то по духу близкое к этому).

О поддержке значительного количества людей, нуждающихся в этом (малообеспеченные, многодетные, инвалиды и проч.), написали восемь человек. Прозвучали следующие идеи: открытие пяти центров по работе с бедными слоями населения; дать бесплатный проезд детям до 10 лет; выплатить всем пенсионерам по 1 тыс. рублей в месяц.

О том, что нужно подставить крепкое государственное плечо малому и среднему бизнесу, заявили семь человек. Но большинство – в общих чертах, мол, надо создать условия, выделить участки, не кошмарить лишний раз, давать приоритетное право местным продуктам и т.д. и т.п.

О развитии культуры предметно озаботились шесть человек. Прозвучал лозунг о возвращении Иркутску звания культурной столицы (без уточнения – чего). Но снова в основном – общие слова, в том числе о строительстве долгожданного концертного зала.

О повышении туристической привлекательности задумались шесть человек. И два из них определили самой перспективной площадкой Чертугеевский полуостров, который вообще многим в городе не дает покоя своей вопиющей незастроенностью. Кандидаты предлагают возвести там следующее: туристическую деревню, выставочный и конгресс-центр, концертный зал (привет, культура!), парк, набережную, жилье (привет, строители!). Остальные предложения по туризму привычно крутятся около центра Иркутска.

О возможном возрождении крупных производств и создании производственных рабочих мест заявили пять человек. Вспомнили релейный завод, радиозавод, ИЗТМ, завод «Эталон». Прозвучало предложение начать выпуск собственных троллейбусов и трамваев,  а также дерзновенная мысль об открытии в Иркутске свободной таможенной зоны. Сюда де присовокупим идеи двух кандидатов о строительстве крытых теплиц с овощами круглый год.

Патриотическим воспитанием детей и молодежи озаботились пять человек. Один призвал создать молодежное общественное движение, другой – общество отцов.

Отдельно стоит вынести идеи будущих градоначальников разобраться в структуре управления Иркутском и навести, наконец-то, порядок. А это значит: набрать в команду только профессионалов, огнем и железом искоренить коррупцию, прошерстить все МУПы на предмет их эффективности, сделать госзакупки прозрачными, как вода в Ангаре, и т.д. Все это необходимо. А один кандидат даже пообещал при уходе в отставку подготовить себе надлежащую замену.

В целом большинство кандидатов показались неравнодушными и живыми людьми, некоторые делились личными и семейными историями, случаями из жизни и судебной практики, порой это восполняло отсутствие конкретных предложений по развитию города. Но некоторые идеи показались острыми, интересными, необычными. Не откажем читателям в удовольствии с ними ознакомиться.

«Прокладка от истока Ангары  по дну реки трубы до Ершовского водозабора с целью водоснабжения города Иркутска качественной водой. В каждой раковине и сливном бачке города будет вода, которая по стоимости дороже нефти. Массовое развитие производства бутилированной воды в городе. Лозунг на строительстве будет следующего содержания «Присоединим Байкал к Иркутску, а не к Китаю».

«В перспективе необходимо проектировать новые виды общественного транспорта в Иркутске, такие, как скоростной трамвай, монорельс на втором ярусе. Автомобили из Ангарска, Шелехово, Хомутово ставятся на крупные стоянки в районах Ново-Ленино, Лугового, Зелёного и жители Иркутска (из этих районов города) и гости города на этих видах транспорта быстро добираются до центра города».

«Объявить 2022 год годом под лозунгом «Спорт тебе» с целью инвестиций в будущее».

«Создание большой набережной – от рынка «Фортуна» до плотины ГЭС (тогда будет сплошная магистраль, по которой машины смогут свободно двигаться) – разгрузит улицы центра города».

«Для работников государственной, бюджетной и муниципальной службы сокращение пенсионного возраста на 5 лет с выделением пенсионного сертификата при выходе на пенсию. Снижение пенсионного возраста для данных категорий привлечет желающих работать в бюджетное сфере и поднимет престиж этих профессий, престиж работы в государственных и бюджетных учреждениях».

«Считаю возможным предложить вариант развития города посредством создания мелких производств, мастерских, где будут работать кузнецы, пекари, краснодеревщики, обувщики, портные, ремесленники; развивать мыловаренное производство, таксидермию, меховое, ювелирное производство и т. д.»

«Снег. В свете последних событий и нормативных актов уже назрела проблема утилизации снега зимой не на снегохранилища, а на очистные сооружения путем расплавления. В нашем городе Иркутске есть техническая возможность сделать пункты снегоплавильных станций».

«Я – носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации».

Напоследок напомним, что мэра Иркутска теперь выбирают не его жители, а депутаты думы города из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Случится это 24-25 апреля 2020 года. А эссе уже сейчас можно прочитать на сайте администрации города.