Нефть идет на понижение

Минус 40 долларов за баррель. 20 апреля впервые в истории цена контрактов на американскую нефть опустилась до отрицательных значений. Эксперты сразу списали причины этого события на коронавирус. Какие последствия ожидают отечественную экономику, где большая часть налоговых перечислений в бюджеты приходится на нефтегазовый сектор?

 

Почему цены ушли в минус?

Откуда взялась отрицательная цена на нефть? Надо понимать, что это цена не самого углеводородного сырья, а фьючерсов – финансовых инструментов, которые выступают контрактами на покупку или продажу в будущем товара по цене, оговоренной в текущий момент, – пояснил Алексей Соболь, президент Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири». – Майские фьючерсы упали в цене, при этом стоимость реального углеводородного сырья, например, на эталонную марку Brent, не ушла в минус, а достигла уровня 16 долларов за баррель. Как правило, стоимость отечественной марки Urals ниже на 2–3 доллара. Для нашей страны – это крайне низкая цена, поскольку и федеральный, и региональный бюджеты наполняются во многом за счет налоговых отчислений предприятий, занятых в нефтедобывающем секторе экономики. Если цена ниже 15 долларов за баррель, то обнуляются экспортные пошлины и НДПИ, в таком случае бюджет практически ничего не получает.

Что это за фьючерсы? И почему именно они оказывают влияние на формирование цены на нефть? За историей вопроса мы обратились к Маргарите Козеняшевой, советнику по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций:

До середины 1960-х годов цены на нефть устанавливал Международный нефтяной картель (МНК), куда входили ведущие нефтяные компании мира. Освобождение стран от колониальной зависимости, последовавшая национализация ими активов, в том числе и нефтяных, образование ОПЕК, – эти и другие факторы повлияли на то, что ведущие страны – импортеры в лице нефтяных гигантов потеряли возможности устанавливать цены на нефть.

До 1984 года цена на нефть определялась в соответствии с решениями ОПЕК. Организация стран – экспортеров нефти собиралась в Вене на сессии и определяла квоты, в частности, кто и сколько будет производить нефти, по какой цене она будет продаваться.

– Механизм ценообразования ОПЕК особо не отличался от того механизма, что был разработан и использовался МНК, с той лишь разницей, что ОПЕК добавил к цене «+» дополнительно свой налог, как компенсация за период колониализма и политики вывоза национальных богатств. МНК потеряло возможность контроля за ценами. Вместе с тем цена на базовый актив – нефть – определяет развитие всей мировой энергетики. Поэтому контроль за ценами нужно было вернуть, но это оказалось возможно только в условиях разделения механизма ценообразования от физического товара. Сразу после очередной сессии ОПЕК в Вене через неделю на Нью-Йоркской бирже был запущен фьючерсный контракт на нефть, – рассказала эксперт.

С развитием интернета и переводом контракта в электронную форму возможности его оборота возросли в миллионы раз.

Сначала контракт на реальную поставку определял цену фьючерсного контракта. А какая цена будет в будущем? Никто не знает, значит нужно этот контракт здесь купить на срок и тут же продать на этот же срок. Это все делается на нефтяных биржах. И так поступает каждый участник, кто вошел в эту сделку. Поэтому вокруг одного контракта (например, 100 тыс. тонн) возникает лавинообразный ком контрактов, – поясняет Маргарита Козеняшева. – Но это спекулятивный ком, его участники в живой нефти не заинтересованы, они играют на повышение или понижение цены контракта. Когда наступает срок погашения этих контрактов (а чаще всего, чтобы не особо рисковать, лучше вложиться в контракт на месяц, не больше), то никто нефть не поставляет, а просто все погашают деньгами – происходит взаимозачет между участниками. Это называется беспоставочный фьючерс. Он и определяет мировую цену на нефть. Участниками этой игры на бирже являются мировые банки, страховые агентства, нефтяные гиганты, трейдеры и т.д.

 

Станет ли дешевле бензин?

Во многих странах мира из-за введения карантина и режима самоизоляции замедлилась экономическая активность: сократилось производство в различных отраслях, люди стали меньше пользоваться личными автомобилями, снизилось число пассажиров на общественном транспорте, сократились рейсы авиасообщения.

– Проблемы возникли и у самих нефтяников. Добываемую нефть надо где-то хранить. Большинство хранилищ заполнены. Танкеры стоят полные под завязку, причем стоимость хранения резко увеличилась. По логике надо ограничивать добычу углеводородного сырья. Но это не значит, что можно просто завернуть кран и ждать, когда спрос восстановится. Этот процесс требует консервации скважины, что влечет немалые расходы. Да и технологически не просто вновь вводить скважину в рабочее состояние, когда рынок восстановится, – отметил Алексей Соболь.

Рядовых потребителей интересует: означает ли снижение цен на нефть, что бензин станет дешевле? Или никаких изменений в стоимости топлива не произойдет?

– Нефть в цене бензина занимает очень маленькую долю – в основном это акцизы и налоги плюс затраты по всей цепочке от «нефти» до колонки. Как правило, договоры поставки долгосрочные, и никто не будет даже еженедельно пересчитывать цену – зачем? Просто у условного нефтеперерабатывающего завода будет чуть больше маржа. Но учитывая, что в основном заводы входят в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), эта условная «маржа» просто компенсирует убытки от снижения цен на нефть, – говорит Надежда Грошева, декан Сибирско-Американского факультета БМБШ ИГУ.

Надо отметить, что налоговая система в России устроена таким образом, что цены на бензин и дизель на АЗС остаются стабильными даже в условиях очень низких или высоких цен на нефть. Достигается это за счет значительной доли налогов в стоимости каждого литра топлива, а также работой механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты – демпфера. Суть его работы в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких – наоборот должны платить государству сверхприбыли.

 

А что будет дальше?

Многие полагают, что ситуация с ценами на нефть начнет меняться, когда в силу вступят достигнутые договоренности на переговорах ОПЕК+, а именно – страны-экспортеры, начиная с мая, будут постепенно снижать добычу нефти – в итоге до уровня 20 млн баррелей в сутки.

Это позволит незначительно увеличить цену на нефть, но ситуация начнет выравниваться только при наступлении мировой экономической активности. Большая часть аналитиков сходится во мнении, что цена на нефть отечественной марки Urals восстановится до уровня 20–25 долларов за баррель до конца текущего года. Федеральный бюджет, равно как и региональный, верстался из больших параметров. Нас ждет непростое время. Потребуется принимать максимально взвешенные и эффективные меры для оздоровления экономики, – поделился мнением Алексей Соболь.

Маргарита Козеняшева считает, что топливно-энергетический баланс в мире сдвигается, и не в пользу нефти. По ее мнению, скорость этого сдвига сейчас точно никто не предскажет:

Приоритетными и архиважными направлениями для развития являются нефтепереработка и газохимия. По их развитию Россия сегодня отстает от мирового уровня. Хотя тенденция такова, что нефть из топлива будет превращаться в сырье для создания новых современных продуктов. Поэтому задача для нашей страны – догнать и перегнать!