Один день из жизни водителя трамвая 

erid: 4CQwVszH9pUnKW6k5oM

В последнее воскресенье октября в России отмечали День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Накануне праздника мы провели один день вместе с водителем трамвая. Нашим героем стала Надежда Гудаева – одна из ярких представительниц этой профессии в Иркутске, которая водит трамвай уже 14 лет.

 

Утро начинается ночью

Утро Надежды начинается, когда большая часть города еще спит, – в 3 часа 45 минут. Подъем – за час до выхода. За это время она успевает привести себя в порядок, сделать макияж и даже укладку волос.

В пять утра садится на автобус, который отвозит кондукторов и водителей в депо. Перед выходом на маршрут в диспетчерской получает путевой лист, проходит медосвидетельствование, после берет экипировочную сумку и идет к своему вагону, проверяет, нет ли снаружи и внутри каких-либо повреждений.

Надежда водит трамвай, следующий по маршруту № 1. В честь праздника надела новую форму – красивую, лаконичную и функциональную: голубая рубашка с черным тонким галстуком из атласа, темно-синяя юбка и жакет такого же цвета с погонами и нарукавными нашивками. Сверху – эмблема предприятия, снизу – желтые уголки, или «птицы», по ним можно определить выслугу лет. Одна широкая птица – пять лет стажа. Одна узкая – год. На рукаве Надежды разместились две широких птицы и четыре тонких.

Спецформа вагоновожатых – новшество Иркутскгортранса. Директор предприятия Сергей Майок рассказал, что для водителей разработали дизайнерское обмундирование. Пока отшили несколько комплектов для женщин, их среди вагоновожатых Иркутска большинство – 64 человека. Мужчин – 26.

Дизайн обсуждали с профсоюзами, с водительским составом, с нашим костяком. Пока отшит летний вариант формы, но уже думаем над зимним, также планируем обмундирование для мужчин. Новую форму уже можно увидеть на вагоновожатых ретротрамвая, также она предусмотрена для водителей новых трамваев, – объяснил Сергей Майок.

К слову, сейчас по улицам Иркутска курсирует один трамвай с переменным уровнем пола. Новый бело-красный вагон можно встретить на круговом маршруте № 3, который следует от рынка до улицы Волжской. Ориентировочно к концу первого квартала следующего года в городе появится еще один такой же. Кроме того, скоро на рейс выйдет третий трамвай, который капитально отремонтировали на предприятии.

Новая форма Надежды уже получила комплементы от пассажиров. Такого рода похвалу она слышит регулярно, что неудивительно. На ней не увидишь бесформенного балахона. В кабине вагона – настоящая леди: длинные платья, нарядные блузки, изящные топы, сверкающие украшения…

Комплименты по поводу внешнего вида слышу часто. Это приятно, но вдвойне приятно, когда оценивают мои профессиональные качества, например, говорят, что я вожу плавно, аккуратно, – поделилась она.

 

На работу, как на праздник

По праздникам Надежда выглядит особенно выразительно. В преддверии Нового года – костюм Снегурочки и конфеты для маленьких пассажиров. К Рождеству – облачение белокрылого ангела, к 9 мая – костюм в стиле военного времени, на 23 февраля – камуфляжная футболка, в дни последних звонков – образ выпускницы: два белых больших банта, гипюровый фартук и школьное платьице.

Многие пассажиры подходят, благодарят, что дарю им хорошее настроение. А были и курьезные случаи. Например, когда я была в наряде выпускницы, одна женщина спросила у кондуктора, почему я так одета? А кондуктор в шутку ответила, что вагоновожатая – выпускница, после школы – сразу на рейс! Пассажир вроде и поняла, что шутка, но всю дорогу ехала, крепко вцепившись в поручень, – вспоминает Надежда.

 

Вопросы пассажиров

– На часах 14:40. У Надежды через 20 минут закончится смена. На лобовое стекло вагоновожатая вывешивает табличку «До Волжской» и выключает электронное табло. И уже через пять минут получает традиционные расспросы пассажиров.

А после «Волжской» вы куда? А конечная остановка-то какая? А когда следующий трамвай? – допрашивала остановившийся вагон какая-то женщина.

Только до «Волжской». Это конечная! Когда следующий трамвай не знаю, – ответила водитель. Признается, такие вопросы уже набили ей оскомину.

Некоторые вопросы, бывает, забавляют. Иногда до абсурда доходит. Стою, помню, на остановке «Волжская». Передо мной и за мной стоят другие трамваи. Ко мне подходит женщина и спрашивает: «А какой из вагонов первый поедет?». Как-то мужчина, когда мы стояли в пробке, вышел из своей машины и говорит: «Так вы просто перестройтесь на другие рельсы и проедете спокойно». Видимо, не все понимают, что такое трамвай, – смеется Надежда. – А есть еще одна категория пассажиров – всем недовольные, их раздражает, что вагон гремит, что не так едешь, и прочее. Вот недавно один мужчина мне сказал, когда мы отправились на обед, что водители могли бы и в кабинах питаться. Когда-то меня это бы даже задело, но сейчас я научилась реагировать на такие инциденты спокойно.

 

Лихачи и пешеходы в наушниках

Еще одна боль вагоновожатых – автовладельцы, которые подрезают вагон, делают внезапные маневры прямо перед носом трамвая, выезжают на трамвайные пути. А некоторые водители считают, что габариты вагона не шире самих путей, встают слишком близко к трамваю, не давая ему проехать.

Понервничать водителя заставляют и легкомысленные пешеходы.

Некоторые, например, решают быстро перебежать дорогу перед трамваем. Приходится применять экстренное торможение, особенно страшно зимой и осенью, когда пути очень скользкие, а вес трамвая, между прочим, около 20 тонн…  

Несмотря на трудности, свою профессию Надежда любит. И мысли не было уйти в другую сферу:

Исправный вагон, добрые пассажиры, улыбки пешеходов – это поднимает настроение! Мне всегда нравилась железная дорога. Когда жила в деревне, часто приходила на перрон посмотреть, как проезжают поезда, это завораживало. А теперь работаю, можно сказать, на маленькой железной дороге. А еще, возможно, банально прозвучит, но мне действительно очень нравится, когда утром едешь, особенно по мосту, и видишь, как встает солнце. А вечером – закат. Очень красиво!  

 

Поздравление

Уважаемые работники автомобильного и городского пассажирского транспорта, примите сердечные поздравления с профессиональным праздником и искренние пожелания крепкого сибирского здоровья вам и вашим семьям, мужества и выдержки на дорогах, процветания и благополучия. Благодаря вам, водителям, диспетчерам, инженерам и другим сотрудникам предприятия, Иркутскгортранс добивается успехов и развивается: обновляется подвижной состав, применяется бесшовное соединение рельсов при помощи алюминотермитной сварки, внедряются другие современные технологии, появляются новые маршруты. Спасибо и низкий поклон за ваш бесценный труд!

Сергей Майок, директор МУП «Иркутскгортранс»

Реклама. МУП «Иркутскгортранс»