06.02.2024 14:27
Рубрики
Общество
Фото
ООО «ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация»
Фото:
ООО «ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация»
06.02.2024 14:27

Всю зиму с горячими батареями и без переплат

Продолжаются споры жильцов многоквартирных домов. Одни жалуются, что у них в квартире сауну можно открывать. Другие говорят, что мерзнут всю зиму. Почему так происходит? За экспертным мнением мы обратились к Олегу Причко, генеральному директору Байкальской энергетической компании (входит в Эн+).

 

Граница ответственности

– Олег Николаевич, погода преподносит сюрпризы: то невероятно тепло, то наоборот – слишком холодно. Как меняется режим работы ТЭЦ при понижении или повышении температуры воздуха?

– Любая ТЭЦ в своей работе ориентируется на утвержденный государством температурный график. Чем холоднее на улице, тем выше должна быть температура воды, отпускаемая со станции на обогрев потребителей. При этом для теплоисточников установлен узкий диапазон допустимых отклонений – не более трех процентов от тех показателей, что есть в графике.

 

– А как перепады температуры воздуха сказываются на работе тепловых сетей?

– Тепловые сети в городах Иркутской области в большинстве своем выполнены из стальной трубы. У такого материала как сталь довольно высокое значение температурного расширения. То есть при изменении температуры сталь сильно изменяет свои геометрические размеры. Поэтому если быстро увеличивать температуру теплоносителя, то тепловая сеть будет испытывать колоссальные нагрузки. Колебания температуры способны привести к негативным последствиям, в том числе к авариям. И в этом случае не смогут помочь даже те мероприятия, которые мы используем для компенсации температурных изменений. Поэтому энергетики стараются выдерживать нормативные пределы скорости нагрева, чтобы не допустить порывов теплосетей и стабильно обеспечивать потребителей теплом.

 

– Многие жители убеждены – за то, что в квартире слишком жарко или, наоборот, холодные батареи, отвечают энергетики. Так ли это?

– На самом деле стена многоквартирного дома – это граница ответственности между Байкальской энергетической компанией и Управляющей компанией ЖКХ, отвечающей за эксплуатацию жилого дома. С ТЭЦ горячая вода по тепловым сетям идет до потребителей. В каждом доме есть индивидуальный тепловой пункт, за обеспечение качественной работы которого отвечает УК. В ее обязанности входит принять тепло, распределить его по квартирам, довести ресурс до каждого отопительного прибора в каждом помещении. По договору управления общее собрание собственников жилых помещений нанимает управляющую компанию в качестве подрядчика на оплачиваемое выполнение комплекса работ по организации управления домом и внутридомовыми коммуникациями.

 

Почему дома холодно?

– Бывает, что ТЭЦ выдает все по нормативам, а потребитель не получает желаемого результата – батареи еле теплые. Почему?

– Причин может быть несколько. На тепловой сети могут быть повреждения, из-за чего возникнут проблемы с напором горячей воды. Может также быть затруднена или прекращена циркуляция во внутридомовых системах. Поэтому то тепло, которое вышло с ТЭЦ, пришло к дому, но до потребителя не дойдет. Также может быть, что тепло с ТЭЦ поступило в тепловой пункт жилого дома, но все равно холодно. В этом случае управляющая компания не организовала должным образом регулировку и работу индивидуального теплового пункта. Из тепловой сети в здание не отбирается нужное количество тепла, поэтому жильцы мерзнут в квартирах.

Есть примеры, когда ТЭЦ свои обязательства в полном объеме выполнила, индивидуальный тепловой пункт тоже исправен, но не в каждой квартире горячие батареи. Причиной может быть длительное отсутствие промывки УК ЖКХ внутренней системы отопления. Как правило, бывают забиты концевые стояки, которые необходимо прочистить, тогда тепло дойдет до всех квартир. Это тоже ответственность управляющей компании.

В каждом случае нужно, безусловно, разбираться отдельно. Но собственникам многоквартирных домов всегда надо помнить, что они наняли Управляющую компанию, которая несет ответственность за весь комплекс мероприятий, чтобы обеспечить жильцам комфортное проживание в жилом доме. И если какая-то услуга ненадлежащего качества, то Подрядчик обязан и навести порядок, и возместить ущерб, в том числе за причиненные неудобства.

 

– Что делать, если управляющая компания не реагирует на жалобы по отсутствию тепла в квартире?

– Обращаться в суд. Такое решение в любое время может принять общее собрание собственников жилья многоквартирного дома. Проблему можно решить гораздо быстрее в досудебном порядке. Например, написать заявление в Службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области. Ее специалисты на подобные обращения реагируют очень оперативно. К решению вопроса привлекают не только управляющую компанию, но и представителей ресурсоснабжающих организаций. Варианты устранения проблемы обычно находятся оперативно.

 

Грамотный подход

– На тепловых сетях случаются аварии, наиболее масштабные примеры тому недавно можно было наблюдать и в Подмосковье, и за рубежом, например, в Японии. В чем основная причина?

– Бывает, что причиной аварий становятся самовольные земляные работы других организаций. В большинстве случаев повреждения тепловых сетей происходят из-за их состояния. По нормативу срок эксплуатации распределительных сетей составляет 25 лет, магистральных тепловых сетей – 20 лет. В Иркутской области в тарифах недостаточно средств для нормативных объемов обновления тепловых сетей. В Иркутске есть участки, где тепловые сети выработали два нормативных срока. Да, они еще находятся в работоспособном состоянии, но их надежность и остаточный ресурс, безусловно, ниже – это подтверждает статистика, согласно которой свыше 71% всех повреждений происходит в сетях, эксплуатируемых свыше 20 лет.

В июне 2023 года полпред президента РФ в СФО Анатолий Серышев поручил главам сибирских регионов обеспечить исполнение нормативных сроков эксплуатации всех инженерных коммуникаций, в том числе тепловых. В настоящее время по поручению губернатора Игоря Кобзева правительством региона вместе с энергетиками прорабатывается исполнение данного поручения. Компания уже подготовила перспективный план по замене тепловых сетей на пять лет. С 2025 до 2029 год необходимо заменить 391 км сетей, затраты оцениваются в 65,5 млрд рублей. Выполнить такой объем можно только с привлечением дополнительных финансовых ресурсов.

 

– Могут ли собственники жилья сохранить тепло и при этом не переплачивать?

– Эта задача вполне решаема. Энергосберегающие технологии давно доказали свою эффективность. Помню, сколько споров было из-за установки приборов учета воды и электроэнергии. Зато когда потребители начали оплачивать за потребленные ресурсы по факту, их мнение кардинально изменилось. Потом в квартирах деревянные окна начали заменять на стеклопакеты. И мы сразу увидели, насколько снизилось потребление тепла.

К сожалению, в частном секторе жильцы до сих пор обогревают улицу. При строительстве домов используются материалы, когда стены по толщине не соответствуют климатическим условиям Сибири. Из-за этого много тепла выбрасывается наружу. Хотелось бы, чтобы потребители также ответственно готовились к зиме, как энергетики. Свои обязательства мы стараемся выполнять в полном объеме. Днем и ночью, в будни и праздники, даже в морозы наши специалисты устраняют аварии, чтобы быстрее восстановить подачу тепла и света.

Реклама ООО «ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация»