лакат «Родина-мать зовёт!»
П
В фондах Иркутского областного краеведческого музея хранится около 50 плакатов времен Великой Отечественной войны. В те страшные годы они были одним из самых популярных и действенных средств пропаганды, передавали смысл, эмоции максимально быстро и точно, рождая в солдатах душевные силы и волю к победе, а в тылу – силы для ударной работы. Плакаты появились в тылу, на фронте и даже на оккупированной территории. Огромные тиражи печатали Московское и Ленинградское отделение издательства «Искусство». Все плакаты, которые хранятся в Иркутском краеведческом музее, напечатаны там.
Плакат был придуман практически в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941 года об объявлении войны. Художник обратил внимание на вошедшую в двери жену, пораженную сообщением по радио.

Из воспоминаний сына художника:
Подготовила Елена Орлова

#ИркутскийКраеведческий #АртефактПобеды #АртефактыПродолжениеИстории
Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакатики с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. В Первую Мировую войну столь трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу – иконке с образом Божьей матери.
«Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. От первого брака у нее была девятилетняя дочь Марина, которая жила отдельно со своим отцом. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!». Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука». Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение о нападении фашистской Германии на СССР. Художник никогда еще не видел Тамару Федоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!». Бежать, спасать!... К утру плакат был готов. Через пять дней плакат уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион. Образ Родины-матери во многом обобщенный. Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец состарил ее. В изображенной женщине я разглядел черты и нашей соседки по коммунальной квартире...»
«Родина-мать зовёт!» - самый известный плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941 года, в середине июля он был известен уже всей стране. Автор плаката «Родина-мать зовет» – Ираклий Моисеевич Тоидзе писал образ Родины-матери со своей жены Тамары Теодоровны, в жилах которой, по словам сына, «текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь».