15.04.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
15.04.2009 12:00

Зеленые ценники Ангарска

Предприниматели города участвуют в социальной программе

Ангарский проект «Социальная политика на благо каждого жителя» называют уникальным. Инициатива города нефтехимиков была замечена на региональном уровне и рекомендована для распространения во всей Иркутской области. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, решила наша редакция. Репортерский маршрут по Ангарску пролегал через продовольственный и промтоварный магазины, кафе и парикмахерскую.

Ангарское ноу-хау

Первая остановка в магазине «Белоречье-1», в квартале N 107. На входной двери плакат, указывающий принадлежность торговой точки к социальному проекту. В продовольственном отделе интересующие нас товары заметны сразу – для них выделен отдельный стеллаж. В наличии имеется весь ассортимент, состоящий из девяти основных продуктов питания: хлеб, соль, сахар, молоко 2,5% жирности, макаронные изделия, масло подсолнечное, чай, яйцо куриное первой категории, табачные изделия.

– В основном пенсионеры покупают, но приходят и люди среднего возраста, – поясняет администратор магазина Альбина Кистенева. – Товар выставлен компактно, весь помечен зелеными ценниками: наши покупатели уже знают, что это социальные цены.

– Наверное, к вам приходят в основном те, кто рядом живет?

– Не только. Я, например, живу в другом квартале, но вижу в нашем магазине своих соседей. У нас тут неподалеку расположено Управление социальной защиты населения, люди приезжают туда по своим вопросам, а потом заходят к нам. Ассортимент мы выдерживаем всегда – у нас не бывает, чтобы какой-то товар отсутствовал.

К примеру, литровая бутылка подсолнечного масла на социальной полке стоит 42 рубля (говорят, что было и по 38). На соседнем стеллаже самая низкая цена – 54 рубля. Для одинокого пенсионера эта разница весьма существенна.

Ангарчанка Наталья Дмитриевна каждый день заходит в «Белоречье», но пока не услышала беседу журналиста с продавцом, социальные цены не замечала.

– Я только сегодня узнала, что у нас тут есть социальные цены. Конечно, это меня обрадовало! Все время тороплюсь, уже привыкла покупать определенные товары. Теперь буду знать, что можно сэкономить.

«Для нас это не первый кризис»

Следующий пункт журналистского маршрута – кафе «Русское раздолье» в квартале N 72. Рядом с гардеробом социальное меню: два вида комплексного обеда каждый стоимостью 40 рублей. В комплекс входят: салат, суп, второе, хлеб и чай.

– Это меню мы используем уже третий месяц каждый день, кроме субботы и воскресенья. Пять дней в неделю мы работаем как столовая, а в выходные – как кафе, – рассказала директор Оксана Бурделева. – Но и в выходные мы иногда кормим по социальным ценам. Например, в эту субботу у нас обедала команда спортсменов. Кто к нам приходит? Да все! Бывает, что целыми семьями обедают. Кто рядом работает и имеет невысокую зарплату, студенты, пенсионеры… Я сама видела: одна старушка пришла со своей кастрюлькой – супчик здесь съела, а второе с собой на ужин взяла. Мы прекрасно знаем, что в городе есть люди, которые не могут себе позволить даже невысокие цены столовой.

– Какая выгода вам, как коммерсанту, организовывать социальные обеды?

– А как же?.. – растерялась Оксана Борисовна. – Мы же в этом городе живем! Что же мы, людей не накормим?! Я не одна даю социальные обеды, есть еще предприниматели, которые думают точно так же.

– Но на дворе кризис, трудные времена…

– Кризис?! Да мы свое кафе открывали в 1997 году! Так что в нашей жизни уже был кризис. Трудные времена пройдут, а люди к нам продолжат ходить. Лучше всякой рекламы работает сарафанное радио – клиенты приходят и благодарят за вкусные обеды.

«Жертвой» журналистской ревизии среди магазинов промышленных товаров стала «Радуга». Те же зеленые ценники, что и в «Белоречье». К примеру, пачку порошка «Миф» можно купить по социальной цене за 23 рубля, а можно ни в чем себе не отказывать и потратить на него 36.

– У нас постоянно присутствует десять товаров по социальным ценам, – рассказала старший продавец Инна Бондаренко. – Администрация магазина самостоятельно решает, какие именно это будут товары. Зеленые ценники мы выставили после Нового года, и могу сказать, что эти товары пользуются повышенным спросом. Некоторые покупатели целыми корзинами берут.

Из предприятий бытового обслуживания, участвующих в городской социальной программе, выбор пал на парикмахерскую «Гелиос». В отличие от магазинов, где товар можно купить в любой день недели, парикмахерские услуги по сниженным ценам оказывают только в четверг. Сэкономить на стрижке могут далеко не все – социальные услуги предоставляются пенсионерам, ветеранам, инвалидам, детям и подросткам.

– В нашем компьютере есть клиентская база по данному виду услуг – достаточно только один раз прийти с удостоверением, подтверждающим право на получение льготы, – пояснила директор салона Елена Максименко. – У нас существует предварительная запись, но можно подождать и в порядке живой очереди. Вообще, социальные услуги мы предоставляем с 1 января, а по согласованному с городской администрацией прейскуранту – с 30 марта. Когда к нам в течение недели приходят пенсионеры, мы им объясняем, что в четверг они могут сделать стрижку по социальной цене. Многие тут же записываются на ближайший четверг.

Бонусы не обещали. Просто договорились 

Беседуя с предпринимателями, я так и не получила ответ на главный вопрос: чем им выгодно участие в городской социальной программе? Ситуацию прояснил глава Ангарска Леонид Михайлов:

– Разработка проекта началась в мае 2008 года. Нашей задачей было помочь малоимущим ангарчанам путем стабилизации розничных цен на основные продукты питания. Тогда я обратился к предпринимателям города с просьбой поддержать программу «Социальный магазин». Никаких бонусов за участие в проекте мы не могли обещать по той простой причине, что льготы по арендной плате или налогооблажению не входят в компетенцию городских властей. Ангарским ноу-хау стало то, что на наш призыв откликнулись представители оптовой торговли, а позднее и автозаправочные станции. Схема проста – магазины, участвующие в социальном проекте, у оптовиков берут товар по специальным ценам и имеют льготы на АЗС. Делая минимальную торговую надбавку, не выше 5%, торговые точки продают товар по сниженной цене.

Первоначально предполагалось, что проект охватит только продовольственные магазины. Причем ангарские предприниматели сами предложили продавать товары по социальным ценам не только пенсионерам и малоимущим, а всем горожанам, чтобы не тратить время и силы на проверку справок и удостоверений. В конце сентября 2008 года в городе открылось 29 социальных отделов. В ноябре к программе присоединились предприятия бытового обслуживания, немного позднее – сеть общественного питания. Согласно данным на начало апреля, в городской программе принимают участие 108 предприятий: 70 – по реализации продовольственных товаров, шесть – непродовольственных, 12 – общественного питания, 20 – бытового обслуживания.

– Мы анализировали товарооборот в социально ориентированных магазинах и увидели его увеличение на 10–15%, – рассказала начальник муниципального отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Людмила Ерофеева. – Именно этот показатель характеризует работу торгового предприятия. В условиях кризиса, когда повсеместно отмечается падение товарооборота, для предпринимателей этот рост очень важен.

Людмила Ерофеева рассказала о новой инициативе администрации, которая будет обсуждаться с предпринимателями на этой неделе. Для того чтобы разнообразить предлагаемый ассортимент, предлагается объявлять товар недели. К примеру, тушенку или концентрированное молоко продавать в розницу в течение недели с минимальной торговой надбавкой в размере 5%.