Бюджетный комитет ЗС рассмотрел предложенные правительством региона поправки в бюджет-2010

Члены комитета по бюджету отметили, что подтвердилась позиция депутатов Законодательного Собрания, которую они излагали при принятии бюджета на 2010 г. в 2009 году: доходная часть областного бюджета необоснованно занижена. Депутаты отметили, что следствием ошибочности прогнозных данных стало отсутствие проработанных проектов для так называемого «бюджета развития» области. Существенная часть средств – 1,8 млрд рублей – направляется на снижение государственного долга Иркутской области, на 1 января 2011 года он составит 7 млрд рублей. Депутаты согласились, что в сложившейся ситуации это – единственно правильная позиция.

На увеличение расходной части бюджета-2010 из 5,4 млрд рублей дополнительных доходов правительством предлагается направить 1 млрд рублей. Из них целевые средства федерального бюджета составляют 445 млн рублей, в частности, 285 млн рублей – перечисления федерального бюджета на берегоукрепление реки Ангары в рамках финансирования празднования 350-летия Иркутска, 50 млн – на строительство средней школы в селе Каменка УОБО и центральных районных больниц в Кутулике и Бохане и др.

На 643 млн рублей (за счет дополнительных доходов и перераспределения средств) будут увеличены межбюджетные трансферты муниципальным образованиям области. Средства пойдут на повышение сбалансированности местных бюджетов и погашение кредиторской задолженности.

Кроме того, на 10 млн рублей предложено увеличить программу «Ипотечное жилищное кредитование в Иркутской области на 2005-2010 гг.» – эти средства пойдут на первоначальные взносы по ипотеке для участников программы.
Депутаты высказали замечания по поводу бюджетного планирования. Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин предложил разобраться, по какой причине расхождение в плановых и фактических поступлениях налога на прибыль составило 46%. Существенно заниженными оказались также прогнозы по собираемости единого сельскохозяйственного налога (фактически было собрано 173% от плана), налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество организаций и др. По мнению Геннадия Истомина, более четкое прогнозирование доходов позволило бы эффективнее планировать расходы.

Председатель бюджетного комитета Сергей Курилов поддержал вице-спикера, заявив о том, что год назад, при обсуждении проекта бюджета-2010, многие депутаты и Контрольно-счетная палата Иркутской области обращали внимание на заниженные прогнозы по доходам областной казны. «Выходит, они оказались правы», – констатировал председатель бюджетного комитета.

При этом Геннадий Истомин обратил внимание на то, что возникают вопросы по расходованию средств. В частности, при нынешних корректировках бюджета-2010 областное правительство заявляет о необходимости возврата в федеральный бюджет 500 млн рублей целевых средств, которые не были своевременно освоены регионом. «Эти деньги – из Фонда реформирования ЖКХ, по какой причине их не удалось освоить?» – поинтересовался Геннадий Истомин. Недофинансированными также остались такие направления, как дорожное хозяйство, прикладные научные исследования. Как пояснил министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов, частично не израсходованы средства федерального бюджета, выделенные области на 2010 год на строительство 3 и 4 пусковых комплексов мостового перехода через Ангару в городе Иркутске. Эти средства, как считает министр, останутся региону и на следующий год, так как являются целевым кредитом.

Депутат Игорь Милостных обратил внимание на то, что, несмотря на поступление дополнительных доходов в областной бюджет, остались нерешенными вопросы перевода в муниципальную собственность ряда социальных объектов ВСЖД, компенсации пригородных пассажирских перевозок и др. Возможно, часть этих расходов будет учтена при рассмотрении изменений в бюджет-2010 во втором чтении.

Комментируя внесенный правительством законопроект, Сергей Курилов отметил: «Безусловно, поступление дополнительных доходов – это позитивный фактор. Правительство провело серьезную работу с налогоплательщиками, которая в конечном итоге позитивно сказалась на поступлениях средств в областную казну. Но сегодня очевидно, что бюджет требуется лучше администрировать, и не только по доходам, но и по расходам. Если бы был составлен более верный прогноз и он нашел отражение в бюджете-2010, мы бы могли направить средства на развитие Иркутской области – завершение строительства ряда социальных объектов, увеличение областных целевых программ и другие направления. У нас уже два года не повышалась зарплата работникам бюджетной сферы – этот вопрос тоже должен быть в повестке. Но это все должно планироваться заранее».