Правительству Иркутской области рекомендовано улучшить контроль за распоряжением служебными квартирами
Формирование специализированного жилого фонда Иркутской области началось в 2005 году – в период, когда в администрацию Иркутской области начали активно привлекаться кадры из других регионов страны. Как сообщил заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области Вячеслав Дормидонов, всего в собственности области сейчас находятся 20 служебных квартир, из них десять закреплены за управлением делами губернатора и правительства области, по одной квартире – за Иркутским драматическим театром им. Н.П. Охлопкова и ОГУ «Братская станция по борьбе с болезнями животных», шесть (включая две двухкомнатные квартиры в Москве) входят в состав казны Иркутской области и состоят на балансе регионального минимущества.
В ходе проверки КСП выявлен ряд нарушений, связанных с покупкой и распоряжением этим жилым фондом. Во-первых, квартиры приобретались без проведения конкурсов. Так, например, область стала участником простого товарищества, в котором приобрела три двухкомнатные и одну однокомнатную квартиры. Явный ущерб области от приобретения этой недвижимости, по оценкам аудиторов КСП, составил 19 млн. рублей. Это связано с тем, что в собственность товарищества областью был передан земельный участок в городе Иркутске, кадастровая стоимость которого составляла 9 млн. рублей, а чуть позже – еще один, рыночная стоимость которого достигает 41 млн. рубл6ей.
Во-вторых, не были разработаны стандарты оснащения служебных квартир движимым имуществом. В итоге в некоторых квартирах имеются дорогостоящие сантехника (ванны-джакузи и др.), бытовые электроприборы и оборудование (в том числе домашние кинотеатры), мебель и прочее, в других – довольно скромная обстановка и неполный комплект имущества. По оценкам аудиторов КСП, на сегодняшний день стоимость движимого имущества в служебных квартирах, находящихся в распоряжении Управделами губернатора, составляет 3,6 млн. рублей.
Третье довольно существенное нарушение – это заселение квартир до издания соответствующих приказов и предоставления нанимателями необходимых документов. Размер оплаты за наем служебного жилья не устанавливался. По 35 фактам заселения и проживания в служебных жилых помещениях минимуществом было заключено всего десять договоров аренды недвижимого имущества (из них четыре договора – в 2006 году, шесть – в 2008-м). По этой причине в доходную часть областного бюджета недополучено более 400 тыс. рублей, а кредиторская заложенность нанимателей по арендной плате составила около 40 тыс. рублей.
Члены комиссии по контрольной деятельности ЗС приняли решение: рекомендовать региональному правительству рассмотреть вопрос об установлении порядка предоставления служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Иркутской области. Минимуществу и управделами рекомендовано обеспечить регулярную и в полном объеме оплату нанимателей за проживание в служебных квартирах, своевременное заключение договоров найма помещений и договоров аренды находящегося в них движимого имущества.
Кроме того, по предложению председателя комиссии Тимура Сагдеева депутаты установили предельный срок – 15 января – для предоставления минимуществом расчетов по договорам с простым товариществом, в котором приобретено четыре квартиры. Возможно, в результате переговоров с другим участником товарищества удастся увеличить площадь недвижимого имущества, принадлежащего области.