19.05.2011 17:06
Теги
19.05.2011 17:06

Факты пыток в СИЗО Иркутска не подтвердились

Факты о якобы имевших место пытках подследственных в СИЗО-1 Иркутска не подтвердились. Распространенные в ряде газет и фильме «Иркутское СИЗО – территория пыток» сведения проверялись прокуратурой. Об этом на пресс-конференции 19 мая сообщили руководители региональных управлений ГУФСИН, Следственного комитета и ФСБ. По их мнению, ложная информация об издевательствах в следственном изоляторе была распространена с целью повлиять на присяжных заседателей, которые рассматривали уголовное дело в отношении заказчиков и исполнителей убийства первого заместителя прокурора Братска Александра Синицына. Решением суда присяжных все восемь обвиняемых, проходящих по этому делу, признаны виновными 5 мая. А 19 мая судом им были определены длительные сроки наказания.

 

19 мая прошла пресс-конференция, где присутствовали и.о. руководителя СУ СК РФ по Иркутской области Алла Никонова, начальник УФСБ России по Иркутской области Игорь Ахримеев, начальник ГУФСИН России по Иркутской области Павел Радченко. Встреча была посвящена окончанию судебного рассмотрения дела по факту убийства первого заместителя прокурора Братска Александра Синицына, который был застрелен в Братске 5 января 1999 года. Расследование этого дела сначала было приостановлено из-за отсутствия подозреваемых, но уже после создания Следственного комитета в 2008 году следователям удалось выйти на след предполагаемых преступников – исполнителей и заказчиков убийства.

– Уголовное дело по факту убийства Синицына всегда находилось на контроле прокуратуры Иркутской области. С момента создания Следственного комитета оно также было взято под контроль нового ведомства. Была создана аналитическая группа из числа следователей, сотрудников ФСБ и уголовного розыска. Группа перепроверила версии преступления, наработала 45 томов дела. Исполнители – пять человек – в это время находились в местах лишения свободы за совершение других преступлений. Поступила информация об их возможной причастности к убийству Александра Синицына. Преступники стали давать показания, которые были проверены как оперативным, так и следственным путем, после чего удалось выйти и на заказчиков преступления – Утвенко, Моляков и Загородников были арестованы в 2008 году, – сообщила Алла Никонова.

Владимир Утвенко раньше возглавлял УВД города Братска. За его связи с братским организованным преступным сообществом он неоднократно подвергался критике со стороны первого заместителя прокурора Братска Александра Синицына, который инициировал в отношении его возбуждение уголовного дела. Следствием и судом было доказано, что Утвенко, уволившись из рядов милиции, совместно с уголовными авторитетами Вадимом Моляковым и Виктором Загородниковым организовали убийство Синицына.

– В 1990-е годы Иркутская область входила в десятку самых сложных в криминальном отношении регионов России. Тогда в процессе криминальных войн образовалось братское организованное преступное сообщество. Со временем оно объединило более 20 организованных преступных группировок и более мелких банд из разных городов области. Руководили ими порядка 30 криминальных авторитетов. Они постепенно начали брать под контроль бизнес, занимающийся лесозаготовками, добычей золота, нефтепереработкой. Со временем братским бандитам стало тесно в Прибайкалье, и они попытались распространить свое влияние на другие регионы, стали проникать в органы власти, приобретали недвижимость, в том числе за границей. Синицын оказывал открытое противодействие ОПС, преступная среда стала защищаться и пошла на убийство представителя закона, – прокомментировал Игорь Ахримеев.

Осуществила преступный замысел банда, созданная бывшим сотрудником УВД Братска Александром Курилиным. Уголовное дело в их отношении рассматривал суд присяжных. Согласно УПК, присяжные заседатели должны получать информацию о расследовании только из зала суда, во избежание субъективной оценки ситуации. Именно этот факт, по мнению участников пресс-конференции, стал причиной создания фильмов и статей о якобы имевших место пытках в СИЗО Иркутска. Тем самым преследовалась цель повлиять на присяжных, чтобы они не поверили в признательные показания обвиняемых, данные ими на предварительном следствии.

– Никакими нормативными документами не предусмотрены в СИЗО камеры пыток, или, как называют их на блатном жаргоне, пресс-хаты. Миф об их существовании выгоден подследственным, которые получают с воли серьезное денежное подспорье. Почему-то рядовые подследственные не жалуются на то, что их якобы пытают в СИЗО. Конечно, между лицами, содержащимися в камерах, случаются инциденты, ведь даже в детском саду бывают драки, но о пытках речи быть не может. За последнее время были изготовлены два фильма «Иркутское СИЗО – территория пыток». По нашим данным, съемки были оплачены в сумме около 300 тысяч долларов. Первый фильм раздавался всем желающим возле здания суда, где как раз проходил процесс по обвинению Молякова, Утвенко и Загородникова в организации убийства Синицына. Это делалось с единственной целью – повлиять на объективное рассмотрение дела присяжными заседателями. Факты, изложенные в фильмах, – ложные. А информация о том, что некоторых подследственных (не имеющих, впрочем, отношения к делу об убийстве Синицына. – Прим. авт.) пытали с помощью включенного кипятильника, который якобы вставляли им в анальное отверстие, – и вовсе из области чьих-то ненормальных фантазий. Врачи говорят, что в этом случае был бы летальный исход. Конечно, СИЗО – не гостиница, но условия содержания там изменились в лучшую сторону. Бытовые проблемы остаются, но они решаются, – подчеркнул Павел Радченко.

Тем не менее 5 мая 2011 года присяжные вынесли по делу об убийстве Синицына обвинительный вердикт. 19 мая федеральный судья Елена Лузина зачитала обвинительный приговор всем восьми участникам преступления. Согласно ему Владимир Утвенко был признан виновным в совершении преступления по 295 ст. УК – посягательство на жизнь работника прокуратуры и осужден на 18 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. По ч. 5 ст. 33, ч. 1, ст. 209 УК РФ – организация банды осужден на 20 лет Виктор Загородников, по этой же статье, а также по ч. 3, ст. 33, ч. 2, ст. 105 УК РФ (организация убийства) Вадим Моляков получил 25 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Организатор банды киллеров Александр Курилин и непосредственный убийца Александра Синицына Олег Борисов также проведут за решеткой четверть века. Соучастники преступления Александр Калинин и Эдуард Машин осуждены на 24 и 23 года лишения свободы соответственно. Еще один член банды Дмитрий Шевченко, находящийся до оглашения приговора под подпиской о невыезде, был взят под стражу в зале суда. Ему предстоит провести в колонии 23 года.

– С негативным потоком информации в адрес следственных органов и СИЗО мы сталкивались и во время расследования уголовных дел в отношении других представителей братского преступного сообщества – Скрипника и Бердуто, которые я лично курировала, – продолжила Алла Никонова. – После того как в некоторых газетах были опубликованы статьи о якобы имевших место издевательствах над подследственными, по каждому изложенному в прессе факту были проведены прокурорские проверки, в том числе две из них – из Новосибирска. Ни один факт физического насилия не был подтвержден.

Приговор в отношении убийц прокурорского работника она считает справедливым. Между тем, по словам и.о. руководителя СУ СК РФ по Иркутской области, подрастает новое, более дерзкое поколение преступников. К братскому ОПС себя относят порядка 200 человек. Но все они, по утверждению Аллы Никоновой, находятся в поле зрения правоохранительных органов.