В Иркутске показали документальный фильм о поездке литераторов по зоне затопления БоГЭС
В последний вечер литературных встреч «Этим летом в Иркутске», 18 июня, зрители посмотрели фильм известного кинодокументалиста Сергея Мирошниченко «Река жизни». Эту картину ждали в Иркутске с прошлых вечеров, где были показаны ее отрывки. Это не случайно не только потому, что тема строительства Богучанской ГЭС на Ангаре сейчас как никогда злободневна. Но и потому, что в центре сюжета фильма три значимые фигуры современной русской культуры: писатель Валентин Распутин, литературный критик Валентин Курбатов и издатель Геннадий Сапронов, который скончался вскоре после поездки на съемки, как считают его друзья и родственники, не выдержав эмоциональной нагрузки этого путешествия.
Фильм, как и положено хорошему документальному кино, получился очень неоднозначным. Режиссер не пытается подсказать зрителю, «что такое хорошо и что такое плохо», а просто показывает ситуацию такой, какая она есть, с разных точек отсчета, чем наталкивает зрителя на внутренние размышления: а готов ли ты лично вообще отказаться от благ цивилизации ради сохранения природы? Однако фильм не об экологии как таковой.
– Судьба подарила мне несколько важных встреч, – рассказал Сергей Мирошниченко. – Я был знаком с Александром Исаевичем Солженицыным и снимал три картины о нем. Знал Виктора Петровича Астафьева и дважды снимал его. Но фильм «Река жизни» с Валентином Распутиным стоит особняком, потому что это картина про то, как сейчас живет наша материнская плата, от состояния которой зависит будущее России.
Кстати, именно Геннадий Сапронов пригласил Сергея Мирошниченко в эту поездку по Ангаре.
– И я приехал со съемочной группой: это два оператора – Сачков, Ермолин, продюсер Ангелина Голикова и мой соавтор Анна Тархова, – вспоминает Сергей Мирошниченко. – Снимали дней десять, но почти непрерывно. По ходу действия литераторы, а вместе с ними и зрители, встречаются со многими людьми – жителями деревень.
Опустившиеся и несчастные, потерявшиеся в жизни и по старинке надеющиеся на власть – все они становятся полноправными героями картины. Может быть, поэтому некоторые эпизоды картины производят особенно эмоционально тяжелое впечатление.
– Однажды ко мне пришел крупный бизнесмен и сказал: почему у вас картины такие мрачные, ведь мы же делаем, например, Сколково и так много сегодня строим для России, – рассказал Сергей Мирошниченко. – Я ему говорю: конечно, все это хорошо, но ничего не будет работать, если разрушена материнская плата. Мы проехали по реке и увидели, что разрушается основа, то место, откуда к нам и должны приходить Королевы, Курчатовы, Распутин, Астафьев. Там должны рождаться люди, которые продвигают науку и культуру. Тем не менее считаю, что наша картина очень позитивная. Не случайно мы называем вторую серию «Живая вода». И тот жизненный пафос, когда наши три героя плывут вместе, говорит о том, что мы еще живы и наша сила очень мощная.
По словам Сергея Мирошниченко, показанный на телеканале «Культура» фильм получил мощный зрительский отклик:
– Показ фильма по рейтингу превзошел число зрителей передачи «Прожекторперисхилтон». Оказалось, что русские писатели более интересны, чем юмористы. Больше всего откликов было от молодых людей. Они, конечно, писали своеобразно: «респект вам и уважуха», но это было искренне, и я понял, что молодежи важно, на какой земле она будет жить.
Вывод, который Сергей Мирошниченко сделал для себя после работы над этим фильмом, на самом деле оказался очень конструктивным:
– Я думаю, разговор на тему «Кто виноват?» нужно остановить и начать разговор на тему «Что делать?» Кто сегодня и как должен заниматься строительством новой России? И проблему эту нужно решать вперед всего, вперед Сколково, ибо природа не терпит пустоты, а у нас слишком много территорий.