За что и как платить будем?
Вопросы повышения тарифов на коммунальные услуги обсудили за круглым столом
Как известно, в этом году повышение тарифов на коммунальные услуги запланировано дважды: с 1 июля в пределах 6%, и с 1 сентября – тоже примерно на 6%. В итоге, получится не более заявленного ограничения в 12%.
Но это касается только отопления, электроэнергии, водоснабжения и водоотведения. Есть еще услуги по содержанию жилья, рост которых, как выяснилось, никто не ограничивает. Но обязательного перечня этих услуг нет, и в строку «содержание» можно включить все, что угодно.
О вопросах тарифообразования представители власти, а также управляющих и сбытовых компаний накануне рассуждали за круглым столом. Исполняющий обязанности председателя Законодательного Собрания Иркутской области Геннадий Истомин отметил, что такую беседу нужно начинать с того, готовы ли вообще власть и население к реформе ЖКХ, ведь принимаемые федеральные законы не исполняются – приборы учета установили далеко не все, советы домов не созданы и т.д.
[EXP]
– На эти вопросы есть, по крайней мере, два варианта ответа: или было дано недостаточно разъяснений, или люди решили действовать по принципу: законы принимают для кого-то, но не для нас, – констатировал Геннадий Истомин.
Директор МУП «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» Иркутска Сергей Винарский заявил, что ограничение тарифа – это социальная поддержка населения, и лучше поднять всем зарплаты, чтобы могли платить сколько нужно, чем искусственно останавливать неминуемый рост цен:
– При такой рентабельности, как у нас, развиваться невозможно. Уберите налоги, и для нас это будет решением проблемы роста тарифов.
Кстати, с 1 сентября «Водоканалу» запретили включать в тариф затраты на прием платежей. С 1 января такую практику намерена применить и теплосбытовая компания. В кассу предприятий могут выстроиться очереди, так как, пользуясь банками или платежными системами, людям придется оплачивать 2% от вносимой суммы.
– Необходимо объяснить населению, что оно и раньше платило эти 2%, только они были внутри тарифа. Не надо создавать очередей, – наперебой советовали участники круглого стола.
Еще одно нововведение: с 1 сентября платить за отопление будем совсем по другому принципу. Раньше люди нередко возмущались, что летом, дескать, не топят, а деньги берут. Так было, потому что тариф делился на все 12 месяцев. Теперь деньги будут взиматься только в отапливаемый период, и, соответственно, платежи резко возрастут – примерно в полтора раза.
Также в сентябре изменится схема оплаты за общедомовые нужды – если сегодня ее размер зависит от количества потребленных ресурсов, то с начала осени расчет будет производиться исходя из площади квартир. Кроме того, несмотря на ряд заявлений о том, что тарифы на газ не увеличатся, это все-таки произойдет. Как сообщил генеральный директор ОАО «Иркутскоблгаз» Антон Лебедев, с 1 июля стоимость сжиженного топлива возрастет на 12%, а сухого – на 1,6%.
В то время, когда тарифы и так повышаются, некоторые управляющие компании еще и пытаются изощряться в составлении списка услуг по содержанию жилья. В рамках круглого стола была рассмотрена квитанция иркутянки, которая должна платить за составление электронного энергетического паспорта дома, за содержание информационных систем, дератизацию и дезинсекцию (борьба с крысами, мышами и насекомыми), услуги банка за сбор денежных средств и т.д. Но самая интересная строка в этой расчетке: расходы на взыскание задолженности. То есть законопослушный гражданин, регулярно оплачивающий коммунальные услуги, должен еще и выкладывать из своего кармана деньги на судебные издержки управляющей компании, не способной самостоятельно собрать плату с жильцов.
Проблема состоит в том, что четкого перечня жилищных услуг нет. Понятно, что туда входят уборка подъездов, вывоз мусора, текущий ремонт и прочее. Но вот это прочее должно определяться на общем собрании собственников квартир. На такие собрания ходят не все и не всегда, и у управляющих компаний есть немало способов утвердить нужные им услуги.
Пока роста социальной напряженности в связи с ростом тарифов в Приангарье не наблюдается по понятным причинам: квитанции за июль придут только в августе, а за сентябрь – в октябре. Но один, по крайней мере, локальный очаг уже есть – это микрорайон Зеленый Иркутска.
Тарифы в военном городке всегда устанавливались свои, и они значительно отличались от общепринятых. В этом году микрорайон, ранее находившийся в ведении Минобороны РФ, передали городу, и цены на коммунальные услуги сразу взлетели в два раза.
Геннадий Истомин подчеркнул, что администрации Иркутска нужно решить вопрос по реконструкции теплоисточника в Зеленом, работающем на дорогом мазуте, а также продумать тему компенсаций затрат граждан.
– Город должен активно включиться в решение проблемы, потому что она действительно назрела, – сказал и.о. главы регионального парламента.
[/EXP]