Белые воротнички или синие спецовки?

Проблему дефицита рабочих кадров обсудили за круглым столом

Почему молодежь чаще всего выбирает белые воротнички, а не синие спецовки? Современные проблемы профтехобразования обсудили за круглым столом директоры областных профтехучилищ, представители власти и бизнеса.

Чтобы поднять престиж рабочей специальности, необходимы мониторинг рынка труда, программа подготовки квалифицированных рабочих кадров, которая позволит гарантированно трудоустроить выпускников профтехучилищ. Нужна информационная кампания, ориентированная на возрождение престижа рабочих профессий в обществе, говорили участники совещания.

Сегодня в системе подготовки кадров для промышленности отмечается ряд негативных тенденций. В частности, растет диспропорция в обучении рабочих кадров и специалистов: большинство выпускников школ принимают решение поступать в вузы. Между тем потребность в рабочей силе на предприятиях растет.

– За 9 месяцев текущего года нами принято 150 тыс. вакансий, из которых 83% составляют рабочие специальности. 25% специальностей необходимы на стройках, свыше 11% – в обрабатывающей промышленности. Рабочие нужны в автосервисах, торговле, ряде других отраслей. Нам не хватает плотников, бетонщиков, каменщиков. Предприятия региона вынуждены использовать труд иностранных граждан, – констатировала заместитель руководителя региональной службы занятости населения Раиса Распутина.

При этом в области работает 66 учреждений начального и среднего профобразования, где готовятся кадры для металлургической промышленности, энергетики, строительства и других отраслей. Преподавание в них идет по 46 программам специального обучения.

– В этих учреждениях не только идет подготовка кадров, но и переподготовка. Более 10 тыс. человек переучились на различные специальности. Подготовка кадров идет на основании заказов, мы работаем с муниципалитетами, работодателями, службой занятости, – отметила начальник управления профобразования регионального министерства образования Елена Крыжановская.

Нельзя специалиста научить всем тонкостям дела на устаревших станках и оборудовании, говорили руководители профессиональных училищ. Так, директор ПУ № 2 Иркутска Валентина Зяблова отметила, что училище 70 лет готовит рабочие кадры для авиазавода.

– Технологии совершенствуются, нам необходимо новое учебное оборудование. Пока же оно не удовлетворяет ни нас, ни работодателей, ни власть. Ситуация выправляется не так быстро, как хотелось бы. В этом году мы разместили заказ на покупку двух станков общей стоимостью 3,5 млн рублей.

Комментируя проблему материально-технической базы профтехучилищ, Елена Крыжановская отметила, что на ее развитие из областного бюджета выделено 35 млн рублей. Чиновник проинформировала, что во все училища дорогие учебные станки завезти проблематично, поэтому министерство образования пошло по иному пути. В области созданы ресурсные центры, где есть возможность пройти дополнительную подготовку и стажировку по специальностям в различных отраслях. Несколько таких центров работают в Ангарске.

Другая проблема волнует директора ПУ № 6 Зимы Татьяну Ломакину. Она говорила о дефиците педагогических кадров. Если в Иркутске можно найти совместителей или пригласить специалиста прямо с предприятия, то в небольшой Зиме это исключено.

– Даже педагоги-пенсионеры не идут к нам работать. И не только потому, что низкая зарплата. Потерян престиж профессии специалистов профессиональной подготовки, и эту проблему тоже нужно решать на уровне государства, – уверена директор.

Работодатели также активно включились в обсуждение проблемы. Гендиректор фабрики «ВиД» Ирина Чикуленко констатировала, что предприятию не хватает 20 специалистов. Оказывается, что ссузы региона почти не учат швейному мастерству. Администрация фабрики готова растить кадры чуть ли не со школьных парт и создавать благоприятные условия для рабочих – обеспечивать бесплатным питанием, льготами, снимать жилье детям-сиротам. 

Коллегу поддержала и гендиректор ОАО «Фармасинтез» Ольга Турчанинова:

– Те, кто приходит на рабочие места, склонен работать в цехе, как в офисе. Дисциплина – нулевая. Выпускники профтехучилищ не готовы быть рабочими, они зачастую не понимают, что от них требуется. Уровень подготовки крайне низкий – наладчик порой не знает, как с компрессора вода сливается. В обществе сложился стереотип: рабочие – люди второго сорта. Но ведь это не так. У нас аппаратчики получают больше, чем инженерно-технические работники. Нужно показывать будущему рабочему, каковы преимущества его положения, каков будет его достаток, и это надо начинать с семьи, а не заталкивать ребенка любой ценой после школы в вуз.

Елена Крыжановская заметила, что и работодатели практически не проводят профориентационную работу среди молодежи и учащихся школ. Важно дать понять молодому человеку, что ПТУ – это социальный лифт, высокие зарплаты, льготы, старт-ап в институт, наконец. И такую профориентацию нужно проводить в школе, начиная с шестых классов. В целом же участники круглого стола сошлись во мнении, что для решения проблем профтехобразования необходима координация действий министерств, ведомств, работодателей и самих образовательных учреждений.