Андрей Чернышев: Обращайтесь, вам обязаны ответить

Любой гражданин России имеет право обращаться в органы государственной и муниципальной власти с интересующими его вопросами. Провозглашенный в Конституции РФ принцип признания человека, его жизни, прав и свобод высшими ценностями государства имеет вполне конкретное содержание, означающее, что не человек должен находиться в услужении у государства, а государство призвано служить человеку.

При этом обращения граждан являются формой непосредственного управления делами страны и одним из способов контроля над публичным управлением. Однако для того чтобы обращение достигло нужной цели, его необходимо правильно составить. О том, как это сделать, по просьбе редакции газеты «Областная» рассказывает председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Законодательного Собрания Иркутской области Андрей Чернышев.

– Право на обращение реализуется гражданами свободно и добровольно. При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов; жаловаться на принятое решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; писать заявление о прекращении рассмотрения обращения.

Выберите свой вариант

Существует несколько видов обращений: предложение, заявление, жалоба, а также обращения, содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем его. Различные виды обращений требуют и различной процедуры их рассмотрения.

Обращения классифицируются на устные и письменные. Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Устные обращения подразделяются на личные, поданные при личной встрече, и поданные по телефону. Особой формой устных обращений можно признать и те, которые поданы в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан.

Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменную жалобу, которые пересылаются по почте, вручаются через бюро жалоб или лично. И письменные, и устные обращения обладают одинаковой силой, поэтому их форма не имеет юридического значения.

Можно также выделить так называемые смешанные обращения – выполненные в письменном виде, но поданные на личном приеме, а не присланные по почте. Юридически не важно, как и в какой форме было подано обращение, но рассмотрение жалоб, поданных на личном приеме, контролируется. Так что на практике устная или «смешанная» форма подачи жалоб часто делает обращение более «действенным», дает больше шансов на скорое его рассмотрение.

Также следует отметить такую специфическую форму подачи обращений, как публикация в печати материалов, связанных с предложениями, заявлениями, жалобами. Здесь мы сталкиваемся только с одной существенной проблемой – публикации в прессе лишены одного важнейшего признака обращения – адресата. Они обращены «к народу», т.е. ни к кому конкретно, следовательно, нельзя требовать, чтобы какой-либо орган или должностное лицо их рассматривали. Кроме того, нет гарантии, что газету, в которой обращение было опубликовано, прочтет именно то должностное лицо, которое по компетенции должно его рассматривать. Пользоваться поддержкой СМИ для защиты своих прав гражданин может (недаром газетные публикации используются и в судебных разбирательствах в качестве доказательств), однако считать газетные публикации обращениями, то есть юридическими актами, обладающими определенной силой, нельзя.

Жалобу лучше подавать лично

Для более качественного урегулирования правоотношений по реализации гражданами своего права в органах публичной власти в ФЗ «Об обращениях» предусмотрен конкретный порядок его реализации, представляющий собой четкий детализированный алгоритм взаимных действий заявителя и адресата обращения.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления адресату.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения. Если же решение поставленных вопросов относится к компетенции нескольких органов, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

Запрещается перенаправлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие которых обжалуется. Если в связи с этим запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, то жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права опротестовать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Только зарегистрированные обращения имеют юридическую силу. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган. В случае необходимости рассматривающие обращение орган или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Завершением рассмотрения обращения является ответ заявителю. Он подписывается руководителем государственного органа или либо уполномоченным на то лицом.

Срок имеет значение

Закон закрепляет права и гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением: законодательно запрещено преследование гражданина в связи с его жалобой, где есть критика деятельности органов или должностного лица. Кроме того, запрещено разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Важной гарантией реализации прав граждан на обращения является установление сроков рассмотрения обращения. Закон закрепляет единый для всех органов публичной власти предельный срок рассмотрения обращения – 30 дней. Однако в определенных случаях срок рассмотрения может быть продлен. Основаниями для этого являются исключительность случая и направление запроса в другие государственные органы, должностным лицам с целью получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов.

«Исключительность случая» устанавливается непосредственно руководителем государственного органа или уполномоченным должностным лицом. К исключительным случаям можно отнести особую сложность проблем, поставленных в обращении, требующих глубокого изучения и проведения специальных исследований, а также факты отсутствия на службе по уважительным причинам (болезнь, командировка) непосредственных исполнителей, делающих невозможным рассмотрение жалоб в установленные сроки. На практике необходимость продления срока рассмотрения обращения возникает, например, когда по поднятым в нем вопросам проводится комплексная проверка, в том числе и с выездом на место, или решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов или должностных лиц. При этом руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или ответ не получен в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия.

Справка

Оказывается, что обращения граждан в России имеет многовековую историю. Еще во времена самодержавия существовала такая форма обращений, как челобитная. В 1497 году был утвержден свод русских законов – «Судебник», в котором было закреплено право граждан обращаться с челобитными вплоть до самого государя. В настоящее время право граждан на обращение в органы государственной и муниципальной власти закреплено статьей 33 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Право на обращение граждан также регулируется федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».