На прием к власти через интернет

Регионы изучают опыт «Электронного Иркутска»

Развитие в России информационного общества предполагает переход всех органов власти на новый уровень взаимодействия с населением, основанный на применении современных информационных и коммуникационных технологий.

Электронные правительства, он-лайн приемные и порталы государственных услуг – на создание этой инфраструктуры региональным и муниципальным властям отведено несколько лет. Тому, как реализуются эти планы в каждом отдельном городе или области, была посвящена встреча чиновников и экспертов со всей России, прошедшая на прошлой неделе в Иркутске. Площадка для мероприятия была выбрана не случайно: на сегодня в сфере информатизации местной власти столица Приангарья опережает многие города России.

Несмотря на то, что 20–21 мая проходило только первое расширенное заседание секции муниципальной информатизации при совете главных конструкторов информатизации регионов РФ, география участников охватывала многие территории. В мероприятии приняли участие представители администраций республик Якутии и Бурятии, Омской, Новосибирской и Московской областей, а также профильные специалисты из Красноярска, Томска, Читы. Также в заседании участвовали представители федеральных ведомств и эксперты ведущих IT-компаний.

В последние годы в нашей стране уделяется большое внимание созданию электронного государства, информационного общества и развитию системы государственных услуг, отметил на пресс-конференции по итогам первого дня работы секции заместитель председателя совета главных конструкторов Юрий Михеев. И одной из главных задач этой работы является повышение эффективности деятельности самих органов власти. Однако до последнего времени в вопросах информатизации не уделялось должного внимания муниципалитетам, считает эксперт.

– Сегодня в России около 24 тысяч муниципалитетов, это и небольшие сельские поселения, и города-миллионники, которые необходимо привести к единому знаменателю с точки зрения создания инструментария для управления, – отметил Юрий Михеев.

Пока уровни информатизации процессов управления и взаимодействия с населением в разных городах России заметно отличаются. Кто-то еще только планирует внедрение новых информационных систем, а кто-то, как, к примеру, Иркутск, уже оценивает прибыль от применения современных технологий.

Иркутск не случайно оказался в списках наиболее прогрессивных городов, считает заместитель руководителя аппарата, начальник департамента информатизации аппарата администрации Иркутска Андрей Губов, который и возглавляет секцию информатизации. В областном центре еще с прошлого года работает целевая программа «Электронный Иркутск», призванная обеспечить доступ горожан и местных предприятий к муниципальным услугам и информации о деятельности органов местного самоуправления. На сегодня в ряде структурных подразделений администрации уже введен электронный документооборот, созданы системы управления имуществом, учета избирателей, реестра муниципальных контрактов и другие. Также жители города могут через портал мэрии подать заявление, чтобы встать на очередь в детский сад.

Юрий Михеев особо отметил практику Иркутска в организации электронной системы управления имуществом, которая работает в КУМИ.

– Она объединяет сведения из БТИ, налоговой службы, государственного реестра земли и недвижимости и других ведомств, в результате чего гражданину или хозяйствующему субъекту можно быстро оформить земельный участок, – подчеркнул эксперт. – Во многих городах на это уходит полгода-год. К примеру, для жителя Москвы государственная услуга по оформлению права собственности на землю «стоит» 700 км пути и полгода ожидания. В Иркутске, благодаря новой информационной системе, этот процесс ускорен. Количество принимаемых за год заявлений увеличилось на 48%. Соответственно растут уровень платежей и пополняемость бюджета.

Как заметил Андрей Губов, разработка и внедрение этой системы уже окупились.

– Если затраты на ее создание составили около трех миллионов рублей, то эффект от упорядочивания процесса мы оцениваем почти в три миллиарда рублей, – пояснил он. – При этом система управления имуществом практически уникальна и может применяться в любых других муниципалитетах, в том числе в сельской местности.

В том, что работа «Электронного Иркутска» востребована горожанами, авторы программы не сомневаются. Уже за 2009 год, сообщил Андрей Губов, количество обращений на портал городской администрации превысило 1,5 млн при том, что число жителей города, включая грудных детей, составляет менее 600 тыс. человек. Также информатизация власти способствует и повышению компьютерной грамотности населения. Особенной популярностью в городе пользуется образовательный проект «Бабушка он-лайн», который поддержали все крупные учебные заведения города.

Согласно плану, утвержденному федеральным правительством, муниципалитеты и регионы должны пройти все этапы внедрения электронного управления к 2015 году. Когда эта система заработает, отметил главный федеральный инспектор по Иркутской области Петр Огородников, это значительно сократит коррупционную составляющую во всех уровнях власти. Ведь гражданин будет обращаться не к конкретному лицу, который может быть субъективен, а к нейтральному оператору системы, которому все равно, какую услугу через него получают – запись на прием к мэру или оформление земельного участка, пояснил он.

Кстати, уже до конца этого года список услуг, которые жители города смогут получить в электронном виде, будет расширен, отметил Андрей Губов. В частности, планируется создать виртуальные очереди в медицинские учреждения с возможностью удаленной записи на прием к врачу. Кроме того, в этом году все должностные лица администрации, которые подписывают или согласовывают документы, руководители подразделений, а также значительная часть муниципальных предприятий и учреждений планируют получить электронные подписи.