28.05.2010 07:01
Рубрики
Мнение
28.05.2010 07:01

Владимир Батищев: Для технологического прорыва наступил уникальный момент

Группа «Илим» приняла принципиальное решение инвестировать 700 млн долларов в технологическое обновление своего комбината в Братске. На месте старого производства будет смонтировано самое современное оборудование и внедрены передовые технологии.

Фактически будет возведен новый завод по выпуску хвойной целлюлозы – самое современное производство такого типа в мире. О том, что ждет Братск и будущие поколения лесохимиков в связи со строительством нового завода, рассказал управляющий братской промплощадкой Группы «Илим» Владимир Батищев.

– С того момента, как был запущен братский комбинат, прошло 45 лет. Спустя эти годы Группа «Илим» строит новый завод. Каковы основные цели и задачи проекта? Почему компания делает это сейчас? Почему именно целлюлоза и почему именно в Братске?

– Сначала отвечу на вопрос «почему целлюлоза». Во-первых, братский комбинат исторически был ориентирован на производство целлюлозы. И только треть мощностей завода была отдана под производство картона, хотя это тоже очень важный продукт и ему тоже есть место на рынке. Поэтому мы развиваем то производственное направление, которое наиболее эффективно и прибыльно, как для самого предприятия, так и для всей Группы «Илим» в целом.

Во-вторых, целлюлоза – это тот продукт, который наиболее рентабелен и наиболее востребован на втором ключевом для нас рынке, – Китая. Что касается перспектив внутреннего рынка, то определенную часть продукции мы будем на него поставлять, рассчитываем на рост и рассматриваем новый завод как плацдарм для будущего производства бумаги. Было бы странно строить планы относительно производства бумаги, не имея под этим обеспечения сырьем в виде целлюлозы. Здесь мы максимально последовательны: сначала инвестировали значительные средства в лесообеспечение, сейчас делаем инвестиции в целлюлозно-бумажное производство, в первую очередь в основное направление – в выпуск целлюлозы. А в дальнейшем, проанализировав ситуацию на внутреннем рынке, будем готовы закрыть нишу и в производстве бумаги.

Если говорить о сроках проекта, то мы планировали начать проект раньше, но кризис внес свои коррективы. Почему мы вкладываем деньги в развитие братского филиала именно сейчас? Потому что наступил тот уникальный момент, который нам никак нельзя упускать. Рынок предъявляет новые требования к качеству выпускаемой продукции. Государство – новые требования к экологической составляющей производства. И мы, имея прекрасных специалистов, всю действующую инфраструктуру, полноценную сырьевую базу, уникальную энергетическую составляющую, просто обязаны развивать и наращивать свою мощь уже на новом техническом уровне.

Если мы не будем инвестировать средства сейчас, если не будем проводить коренную модернизацию, то мы просто потеряем этот актив и вместе с ним преимущества, которые имели как компания.

– Как быть с сырьем и где вы его будете брать?

– Отвечая на ваш вопрос, хочу напомнить, что, во-первых, сырье для ЦБП является возобновляемым. В некоторых странах, которым больше повезло с климатом, например в Латинской Америке, это происходит в течение 7–10 лет. У нас деревья растут в течение 70 лет. Но все равно это сырье восстанавливаемое. Это не каменный уголь, не нефть и не газ. А вот уже эффективность работы с древесным сырьем зависит от нашей культуры лесопользования. Сама по себе целлюлозно-бумажная промышленность – это утилизатор низкосортного сырья, которое не идет ни в деревообработку, никуда больше, кроме как на варку целлюлозы. Традиционно в масштабах страны, к сожалению, при лесозаготовке многие лесозаготовители просто бросают в лесу эту низкосортную древесину, сжигают, закапывают – она ведь стоит дешевле, ее не так выгодно вывозить и продавать. Это не пиловочник, который можно беспрепятственно отправлять на экспорт. Поэтому мы просто обязаны совместно с администрацией Иркутской области и Лесным агентством повышать общую культуру лесопользования, стимулировать ответственное поведение лесозаготовителей. Конечно, это не вопрос одного дня, это стратегическая задача, но к этому необходимо двигаться.

Еще одним перспективным направлением может стать внедрение принципов интенсивного лесопользования в соответствии с передовым опытом в первую очередь скандинавских стран. Это позволит увеличить объемы древесины, которую можно будет использовать с гектара, с одновременным повышением качества лесовосстановительных работ.

Конечно, эти задачи стратегические, а завод заработает уже в 2012 году. Поэтому наши текущие потребности в сырье мы будем удовлетворять за счет освоения новых участков, строя новые пути и осуществляя поставку из близлежащих районов. Мы не зря закупили так много вспомогательного и дорожно-строительного оборудования, построили лесные дороги и инвестировали столь значительные средства.

Новые условия, новые рабочие места

Все же не совсем понятно, что на самом деле будет строиться в Братске: новый отдельно стоящий завод или производственная линия на промплощадке? И чем новое производство будет отличаться от старого – датой выпуска оборудования или это будет совершенно другая технология выпуска продукции?

– Фактически мы построим совершенно новый завод по выпуску беленой хвойной целлюлозы, основанный на самых новых прогрессивных методах производства. Но саму производственную линию мы разместим на уже существующих площадях, на нашей промплощадке. Никакой дополнительной территории мы под это не займем. Старое производство хвойной целлюлозы будет закрыто, а оборудование демонтировано.

Для строящегося завода мы покупаем самое новое оборудование у лучших в мире фирм-производителей для ЦБП. Благодаря его использованию мы снизим количество потребляемой воды, количество сбросов и выбросов. Кроме того, на производствах, которые сейчас работают и останутся работать в братском филиале, мы реализуем мероприятия, направленные на снижение воздействия на окружающую среду. Соответственно, какой-то дополнительной экологической нагрузки в связи с открытием нового производства мы не ожидаем. Напротив, мы ожидаем ее снижение.

– Отбелка целлюлозы будет проходить с использованием хлора? Что будет с «Илимхимпромом»?

– «Илимхимпром» закрываться не будет, он будет работать, как работал, с соблюдением всех мер безопасности. На новом производстве будет использована иная схема отбелки с более щадящим для природопользования режимом.

Что будет с людьми, которые работают на производстве периодической варки? И как вообще обстоит ситуация с кадрами?

– Работникам закрывающегося производства мы предложим переобучение и трудоустройство на новом заводе. На предприятии работает учебный центр, где уже сегодня мы ведем обучение собственными силами тех рабочих, которые нам необходимы для осуществления технологического процесса производства нашей продукции.

Естественно, в первую очередь нам потребуется достаточно большое количество рабочих и инженерно-технических работников, строительных специальностей, монтажников, электриков. И предпочтение при наборе специалистов мы будем отдавать нашим сотрудникам, жителям города Братска и Иркутской области. Но на специальности, на которые мы не сможем найти кандидатов, естественно, будем привлекать иногороднюю рабочую силу. Это будет происходить на конкурсной основе. У нас есть стандарты, и в соответствии с ними мы будем действовать.

Реализация проекта позволит создать до 250 новых высококвалифицированных рабочих мест на филиале в Братске и, конечно, это будет работа на новом оборудовании, в новых условиях, более ответственная, но и более высокооплачиваемая.

Что сейчас происходит по проекту? В какой стадии его реализация?

– Сейчас ведутся подготовительные работы к монтажу нового содорегенерационного котла, новой хвойной линии, проводятся геологоразведочные изыскания под здание нового древесно-подготовительного цеха. Чтобы после получения всех необходимых разрешительных документов максимальными темпами начать монтаж поступающего оборудования.

Региональные перспективы

– Как, с вашей точки зрения, строительство может повлиять на ситуацию в Братске?

– Я считаю, что только положительно. Согласно нашим планам, строительство будет продолжаться 2–2,5 года. И реализация проекта должна самым позитивным образом повлиять на развитие городской инфраструктуры. Это жилье, общественное питание, средства коммуникаций, аэропорт, железная дорога и так далее. Для Братска строительство нового завода принесет оживление малого и среднего бизнеса, новые рабочие места, улучшение делового климата в городе. Приезд большого количества специалистов позволит местным предпринимателям получить дополнительный доход и приведет к созданию новых направлений бизнеса. И это все – поступления в казну города.

Как проект повлияет на поступления в бюджет Братска?

– Поступления вырастут. Во-первых, мы собираемся увеличивать заработную плату своим работникам и привлечь дополнительных специалистов. Для того чтобы обслуживать новое оборудование, потребуются рабочие более высокой квалификации и, следовательно, с более высоким уровнем оплаты труда. И уже как минимум их подоходный налог останется в городе. Если мы работаем эффективно, а это наша задача, поставленная перед нами руководством, то налогооблагаемая база будет расти, а это всем хорошо – не только городу, но и всей Иркутской области.

Что лично для вас значит этот проект?

– Безусловно, это большой, серьезный, уникальный проект, в котором есть возможность проявить себя каждому участнику с самой лучшей стороны. А еще это возможность организовать производство на новом качественном уровне, соответствующем XXI веку. Я уверен, что благодаря этому проекту изменится и отношение людей к работе.

Те люди, которые привлечены к проекту, своими руками строят будущее, создают новые рабочие места, грядущее для своих детей. Для Братска это уникальный шанс не только сохранить то, что сделали для нас прежние поколения, но и подхватить эстафету, доказать, что мы не хуже, продолжить их дело и самим испытать гордость, которую испытывали они, строя город и комбинат.

Будем надеяться, что через 25–30 лет то, что делаем сейчас мы, будут перестраивать на более современный, высокий уровень уже наши дети и внуки.

реклама