31.05.2010 12:00
Рубрики
Культура
31.05.2010 12:00

Не все та Золушка, что блестит

В иркутском ТЮЗе поставили пьесу Евгения Шварца

Старую сказку на новый лад поставили в Иркутском областном театре юного зрителя им. А. Вампилова. В ней король читает рэп, маркиз танцует стриптиз, конечно, в облегченном варианте, невинно обнажая торс в хореографическом экстазе – спектакль-то детский, а на балу во дворце придворные дамы зажигают под дискотечные ритмы.

Премьера «Золушки» по пьесе Евгения Шварца, в постановке петербургского режиссера Андрея Сидельникова состоялась 29 мая.

Спектакль действительно получился современным, причем не только внешне, из-за режиссерской задумки и свежей сценографии, но и внутренне, благодаря умному, доброму и пронизанному юмором тексту Евгения Шварца, который, кажется, и через сто лет будет звучать также свежо и актуально.

Действие начинается у ворот «сказочного королевства», кстати, место обозначено буквами, стоящими на отдельных шестах, которые натирают привратники с прическами в стиле панк, они же в дальнейшем кучер и лошади, солдаты, придворные на балу. Их исполняют молодые артисты ТЮЗа: Дмитрий Иванов, Николай Кулебякин, Андрей Найбич, Павел Савин и Михаил Цыбань. Причем их роли сложно назвать эпизодическими, так как они играют героев, которые связывают воедино ткань спектакля. С ними и Мальчик-с-пальчик в исполнении Игоря Бялоуса, образ которого режиссер решил на контрасте. И нельзя не отметить, что это было абсолютно точное попадание.

Персонажи затевают игру с Мальчиком-с-пальчиком. Потом на сцене возникает король – заслуженный артист РФ Владимир Привалов, с золотым кубом на голове вместо короны, и в мантии, в которой вырезаны квадраты. Его сопровождает маркиз Па де Труа – министр бальных танцев. Его исполнил артист Сергей Павлов. Сюртук маркиза скорее напоминает клубный пиджак в крупную черно-золотую клетку, а весь его пластический образ – артиста пантомимы. Вообще, образ прямого угла (квадрат, прямоугольник) в спектакле не случаен.

– Он возник, когда мы поняли, что Золушка живет под лестницей, а сам этот образ ступеней является символом стремления к богатству, славе и власти, – пояснил режиссер Андрей Сидельников. – Наверху стоит король, мачеха с Анной и Марианной старательно карабкаются вверх. При этом люди под лестницей обладают богатым внутренним миром.

В виде квадратов и прямоугольников, передвижных и трансформирующихся модулей решена основная декорация на сцене.

– Нам хотелось создать вневременную историю наиболее простыми формами и приемами, поэтому мы пришли к идее модулей, – отметил художник-постановщик из Санкт-Петербурга Георгий Пашин. – Ведь такая ситуация может произойти в любую эпоху, с любым человеком. В основе концепции предельное отсутствие расстояния между добром и злом, поэтому были использованы холст и золото или зеркало с разных сторон одной поверхности.

История о Золушке получилась музыкальной: артисты в спектакле очень много поют. Особенно свежо звучит рэп в исполнении Владимира Привалова. Композитор спектакля Владимир Соколов, музыка которого узнаваема в любом виде, признался, что главной движущей силой для него в этой работе было как раз полное неприятие рэпа. Кстати, принцип контраста характерен и для музыкального образа спектакля, где красивым лирическим мелодиям противостоят разрушительные современные ритмы.

– Мы хотели задать явный конфликт, – признался режиссер Андрей Сидельников. – Сейчас многих молодых людей приучают ездить на дорогих машинах, ходить в самые дорогие салоны. Поэтому мачеха и дочки решены как модели, но им не прививают таких внутренних качеств, как любовь к близким, доброта, умение прощать, которые есть у Золушки. Основным принципом этого спектакля была пословица «Не все то – золото, что блестит». Есть мир гламура, тусовки, от которого даже король устал, он говорит: «Все связи да связи». Поэтому у нас есть лирическая мелодия и дискотечные ритмы, простой куб и золотой, классическое красивое платье и чересчур блестящее.

Стервозное трио в постановке представляют: мачеха – Ольга Дерфлер, Анна – Ирина Конденко, Марианна – Виктория Криницкая. Они ходят, как модели, задирают носы, как светские львицы и льстят власть имущим, как мастера подхалимажа. Золушку в постановке сыграла Людмила Ревтович, недавно исполнившая главную роль в «Дурочке» по пьесе Лопе де Вега. В образе бедной падчерицы она была также мила и наивна. Под стать ей и принц Евгений Страухин, огорошенный любовью.

– С артистами у меня сразу не было никаких проблем, они работали с большим энтузиазмом, – признался Андрей Сидельников. – Главное, что нам удалось – не утопить смысл этой истории в деталях. А заключается он в том, что «никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, а душу большой».

Спектакль рекомендуется к просмотру детям от семи лет и взрослым, которые молоды душой и не успели еще растерять чувство юмора.