04.06.2010 12:00
Рубрики
Экономика
04.06.2010 12:00

Вокруг Иркутска – за 15 минут

На объездной дороге уже укладывают асфальт

В октябре этого года Иркутск избавится от наболевшей мозоли – транзитного транспорта, который ежедневно проходит через город, добавляя грязные выбросы в атмосферу и разбивая дороги. Строители гарантируют, что долгожданный 24-километровый обход вокруг областного центра будет сдан в срок.

В середине мая там началась укладка верхнего асфальтобетонного слоя основания. Правда, с двухнедельным опозданием, но дорожники успокаивают: за лето наверстают упущенное время. И осенью весь транзит будет спокойно объезжать областной центр всего за 15 минут. Кстати, разгрузка иркутских развязок становится актуальней именно в этом году, когда закончится строительство трассы «Амур» (Чита – Хабаровск) и возросший транзитный поток интенсивно двинется через Иркутскую область.

Строительство обхода вокруг Иркутска тянется с 1995 года. Тогда был утвержден проект и началась очистка будущей трассы от леса. Дорожники подготовили просеку от нулевого километра объездной – в целом 11 км вплоть до села Мамоны Иркутского района. В 1997 году проводились также земляные работы. Но затраченные усилия оказались напрасными, так как финансирование прекратилось – и стройка заморозилась до лучших времен. Только спустя 10 лет власти вернулись к необходимости обхода вокруг Иркутска, в ноябре 2007 года были проведены тендерные торги, которые выиграло ЗАО «Труд», и работа закипела.

– Конечно, многое пришлось переделать, поскольку вырубленная просека заросла, плоды земляных работ размыло водой, – вспоминает главный инженер иркутского филиала ЗАО «Труд» Александр Ромашко. – Я начинал здесь работать еще в 1997 году. Когда приехал на место, не узнал его. Пришлось заново все чистить под будущую дорогу.

Новая дорога начинается в районе деревни Вдовино (сразу после пункта весового контроля, если ехать из Ангарска в Иркутск по трассе М-53), а заканчивается на Култукском тракте (М-55) за городом Шелехов – практически перед поселком Чистые Ключи. Обход позволит сократить маршрут почти в два раза – с 40 до 24 км, минуя Иркутск и Шелехов. То есть областной центр можно будет объехать за 15 минут.

Протяженность объездной кажется небольшой – 24 км, но объем работ был огромен, так как будущая трасса проходит по сильнопересеченной местности – с возвышенностями, глубокими выемками и болотами. Поэтому строители рационально перемещали грунт из углублений в насыпи, на что ушло порядка пяти вагонов взрывчатки. Таким образом, дорожники переместили более 3 млн кубометров земли. Немало работы было выполнено по переносу коммуникаций. Например, объездную пересекают три воздушных линии электропередачи по 500 кВ и 220 кВ. Их пришлось переключать, возводя новые опоры. Также демонтировали и заново проложили водоводы и линии связи.

На сегодняшний день практически готов мост через реку Вересовку (59 м). Там остались незаконченными лишь водоотводные работы, отделка конусов и асфальтирование. Второй мост – через Иркут – в несколько раз больше (около 300 м), поэтому и строится медленнее. Хотя дорожники уверены, что в сроки уложатся. Из пяти пролетов готово четыре. В ближайшее время на площадку привезут последний.

Кроме того, обход вокруг Иркутска начинается и заканчивается двухуровневыми развязками. На нулевой отметке, что через трассу М-53, 150-метровый путепровод уже почти готов, а к асфальтированию съездов дорожники приступят в начале июня. На другой стороне Иркута, на Култукском тракте, путепровод только возводится. 1 июня там устанавливали только третью опору, перекрыв одну полосу движения. Однако генеральный подрядчик снова успокаивает: к сентябрю все путепроводы будут сданы в эксплуатацию.

Планы строителей несколько скорректировала и погода. Затяжная весна задержала укладку асфальта на две недели – к верхнему слою основания дорожники приступили только в третьей декаде мая на 45 и 71 пикете (4,5 и 7 км от нулевой отметки объезда). Как пояснил Александр Ромашко, начали с этих мест потому, что там находится выезд с асфальтобетонного завода:

– Смотрим, где технологически удобно. А вообще есть плановый объем, который мы должны освоить в указанное время. Сейчас главное, успеть проложить верхний слой основания, чтобы последнее не разрушалось. Ведь когда пройдут дожди, щебенку нужно будет восстанавливать, сушить. Это очень долго и затратно.

Потом будет еще два слоя покрытия – по 7 и 5 см. По словам строителей, используется новый тип асфальтобетона с улучшенными характеристиками – с применением кубовидного щебня и полимерно-битумных вяжущих веществ. На выходе должно получиться более износостойкое дорожное покрытие.

– Чтобы обходная дорога служила долго, мы будем использовать новые технологии, ведь мы дали довольно большой срок гарантии – 18 лет, – добавил генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен. – И добавим слой асфальтобетона. В общей сложности покрытие будет трехслойным высотой 22 сантиметра. Для сравнения, в городах и на старых федеральных трассах асфальт кладут в два слоя.

Жаркая пора у дорожников только начинается. Сейчас на укладке асфальта задействовано два асфальтобетонных завода, порядка 70 единиц техники и около 300 человек. В ближайшее время число работников возрастет до 600 и будет запущено еще два завода. Ведь впереди около 180 тыс. тонн асфальта, которые нужно уложить до октября.

– Мы опаздываем на две недели, но в течение лета нагоним график, – говорит Сергей Тен. – Чтобы успеть, мы будем перебрасывать технику с других объектов. В частности со строительства трассы Чита – Хабаровск. Это нормальная практика. Крайний срок сдачи обхода – 25 октября 2010 года. Однако правительство области просит нас закончить раньше, и мы сами понимаем, насколько эта дорога нужна Иркутску. Будем стараться, но не в ущерб качеству.

Строители работают в две смены. Разогрев асфальтобетонных заводов и подготовка дорожного полотна начинается в четыре утра, а через час работники приступают непосредственно к укладке асфальта, которая длится до наступления темноты. По словам Сергея Тена, на 18 км обхода (от нулевой точки до моста через Иркут) один слой асфальта можно уложить за месяц. Но это в идеале. Погодные условия всегда вносят свою корректировку.

На данный момент уложено более 6 тыс. тонн асфальтобетона.

– Обход вокруг Иркутска – самая долгожданная стройка, которую мы завершаем в этом году, – заявил начальник ФГУ «Управление автомобильной магистралью Красноярск – Иркутск» Федерального дорожного агентства Александр Суслов. – На улицах областного центра станет легче дышать и проще двигаться, поскольку транзитный транспорт уйдет на новую дорогу, объезжая Иркутск и Шелехов. А это около 5-6 тысяч машин в сутки.

Справка

Протяженность обхода второй технической категории – 24 км. Ширина земляного полотна – 15 м, проезжей части – 7,5 м, расчетная скорость движения транспорта – 100-120 км/час, нагрузка – 12 тонн на ось. На местах подъемов и спусков будут дополнительные полосы по 3,5 метра. Всего на строительство объездной дороги предусмотрено 2,4 млрд рублей.