04.06.2010 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
#ФАС
04.06.2010 12:00

Что в имени тебе моем?

Комбинации с чужим товарным знаком караются законом

История обманов покупателей стара, как мир, о чем свидетельствует ветхий возраст популярной пословицы «Не обманешь – не продашь». Законы джунглей в рыночной борьбе также первобытны.

Все, что можно обобщить понятием «недобросовестная конкуренция», бытовало уже на заре человечества. На какие только низости не шли предприимчивые силы, чтобы обеспечить себе неправедные преимущества в состязании с другими! Еще римский император Юстиниан занимался организованной кражей китайских шелковичных червей, чтобы лидировать на Ближнем Востоке в торговле шелком. Одной из наиболее распространенных форм недобросовестной конкуренции является присвоение чужого «фирменного клейма». Если вспомнить наделавшие переполоху на международных аукционах и породившие ряд музейных скандалов фальшивые яйца Фаберже, то здесь речь идет о классической фальсификации. Новое время знает более тонкие и двусмысленные формы сбора сливок с чужого имиджа. Распространенным приемом стало использование фирменного наименования, сходного «до степени смешения» с подобным, но уже раскрученным и узнаваемым потребителями.

Дела по таким фактам в антимонопольном ведомстве не редки. Одним из первых таких расследований стала история вокруг хорошо известной биологически активной добавки «Салсоколлин», полезной для нормализации работы печени. Разработали этот замечательный препарат на основе холмовой солянки ученые института органической химии СО РАН. Потом поначалу единая команда исследователей разделилась на две, и один коллектив попытался завладеть результатами интеллектуальной собственности в ущерб другому. У старта работу возглавлял А.О. Семенов, впоследствии руководитель ООО «Сольвей», получивший авторское свидетельство на препарат. Таблетки салсоколлина фирмы «Сольвей» широко продавались уже с 1999 года. В 2002 году зарегистрировалось ООО «Сольвей ЭМ», которым руководил другой сотрудник института органической химии. Новое предприятие постаралось свернуть деятельность ранее созданного и замкнуть процесс производства на себя. Подрывные действия фирмы «Сольвей ЭМ» были пресечены антимонопольщиками Приангарья в 2005 году.

Недавно в производстве у Иркутского управления ФАС находилось другое дело: «Вэлком» против «ВэлкомСиба». Обе фирмы занимаются туристической деятельностью. Первая зарегистрирована в 2006, вторая – в 2009 году. Причем руководитель фирмы «ВэлкомСиб» ранее работала в фирме «Вэлком», потом ушла оттуда, утратив понимание со своими партнерами. Создавая альтернативное туристическое агентство, женщина решила использовать название, очень близкое к уже утвердившемуся на рынке бренду, а заодно и зарегистрировать в Интернете доменное имя сайта, почти не отличимое от имени сайта конкурента. Все эти манипуляции должны были, во-первых, облегчить новому туроператору выход на рынок, а во-вторых, привлечь к нему часть клиентской базы соперника. Конечно, такая стратегия не понравилась последнему. И он обратился с заявлением в антимонопольный орган.

Чтобы досконально разобраться в сути конфликта между двумя предприятиями и соблюсти объективность, антимонопольщики заказали лингвистическую экспертизу по установлению сходства названий фирм. Ее провела доцент ИГУ, кандидат филологических наук Мария Ташлыкова. Опираясь на выводы языковеда, комиссия УФАС признала фирму «ВэлкомСиб» виновной в недобросовестной конкуренции против фирмы «Вэлком» и выдала ей предписание: устранить нарушение путем перерегистрации предприятия, исключив из названия словесное обозначение «Вэлком», а также не использовать доменное имя welcomesib.ru.

ООО «ВэлкомСиб» обжаловало решение и предписание УФАС в арбитражном суде Иркутской области. Суд в удовлетворении исковых требований отказал, согласившись с позицией защитников конкурентного права. Сейчас тяжба – на апелляции. А специалисты антимонопольного ведомства никак не могут определиться с размером штрафной санкции к нарушителю закона «О защите конкуренции». Процедуру затягивает адвокат «ВэлкомСиба» Алексей Вацет, который не предоставляет необходимые для этого финансовые документы. Но, сколько ни тянуть, неприятных последствий своего антиконкурентного демарша турфирме избежать не удастся. Придется и деньги платить (причем к штрафу за нарушение закона добавятся штрафы за непредоставление информации), и, что еще более драматично, менять вывеску, перерегистрировать документы, с нуля заручаться доверием потребителей.

В сходном и столь же ужасном положении оказался иркутский гламурный журнал «Красивые люди». С жалобой на него как на недобросовестного конкурента в антимонопольное ведомство обратился одноименный глянцевый журнал из Нижнего Новгорода, зарегистрированный и вышедший в свет, увы, двумя годами раньше. Учредители издания «Красивые люди. Иркутск» уверяют, что придумали название самостоятельно, никак не чаяв ущемить нижегородского тезку. Однако факт недобросовестной конкуренции в части присвоения чужой интеллектуальной собственности признан, выдано предписание о перерегистрации уже полюбившегося аудитории «толстяка». Чтобы не попадать в подобные ситуации по незнанию (если таковое действительно порой имеет место), всегда можно проконсультироваться у федерального патентного поверенного в регионе, который скажет вам, свободно ли придуманное вами название бренда или уже кем-то занято. С чужим паролем можно прошмыгнуть в карман к потребителю. Но ненадолго. И слишком дорогой ценой.

Нидерландский философ Й. Хейзингер назвал человека Homo Ludens – «человек играющий», а одной из самых азартных игр объявил бизнес. При этом ученый исследовал, что игроки здесь придерживаются одной из двух схем: «проиграть – проиграть» и «выиграть – выиграть». В первой схеме работают хищнические законы, и победителей в такой схеме быть не может в принципе. Сорвав куш на час, удачливому хищнику впоследствии все равно приходится сторицей расплачиваться за неправедный успех. Вторая схема, напротив, базируется на психологии партнерства, и в ней нет проигравших сторон. Иными словами, ее можно характеризовать христианским правилом: «живи – и давай жить другим». Когда бизнесмены конкурируют, исходя из позиций добропорядочности, честного делового оборота, чистоплотной состязательности, они не только заслуженно получают личную выгоду, но и способствуют оздоровлению общественной среды, в которой, в конечном итоге, им же впредь работать и процветать.