Олимпийская дорога в цивилизованный туризм

Газета «Областная» продолжает знакомить читателей с ходом олимпийской стройки в Сочи (начало в № 65 от 9.06.2010). С подробностями, почему на строительстве говорят «Сочи строит вся страна» и что общего у олимпийского проекта с иркутским 130-м кварталом, – СЕРГЕЙ КОСТРОМИТИН.

Как бы масштабна ни была работа по строительству горного кластера (речь о нем шла в прошлый раз), она не идет ни в какое сравнение с работами, которые нужно провести на строительстве транспортной инфраструктуры, с подготовкой гостиниц и строительством прибрежного кластера. Причем разговор даже не о технических сложностях, возникающих при строительстве. На равнине «Олимпстрой» столкнулся с теми же проблемами, которые характерны для любого города, где затеяли масштабную стройку. На каждом шагу приходится разрешать конфликт интересов с местными жителями. Такая тема знакома, например, сотрудникам фонда «Иркутская слобода» и иркутской мэрии – число собственников на строительной площадке 130-го квартала стало множиться сразу, как только стало известно, что для расселения будут выделяться отдельные средства. В Сочи всем, чье жилье попадает под снос, предлагается весьма широкий спектр компенсаций, от выплаты рыночной стоимости земли и компенсации за переезд до переселения в уже отстроенный поселок в дом, который возводился по утвержденному переселенцем проекту. Учитывая внимание общественности к проекту, организаторы выбирают наиболее бесконфликтные способы разрешения вопросов, далеко не всегда они самые дешевые. Несмотря на то, что до Олимпиады еще четыре года, построены уже два поселка для подобных переселенцев.

По словам первого вице-президента ГК «Олимпстрой», на данный момент уже насчитывается порядка 290 объектов, которые должны быть сданы в эксплуатацию к началу Олимпиады. Список этот не окончателен, до сих пор появляются инвесторы с предложениями, которые изучаются и – если это имеет смысл – включаются в проект. Мало того, бывают случаи, когда инвесторы выражают готовность взять на себя строительство какого-то объекта из перечня финансируемых государством в обмен на использование его на каких-то условиях после игр. Главными объектами для проведения олимпийских мероприятий станут центральный стадион и большая ледовая арена, кроме этого гостей примут малая ледовая арена, ледовая арена для керлинга, крытый конькобежный центр и ледовый дворец спорта. Объекты располагаются внутри окружности, центром которой станет олимпийский парк вместимостью 70 тыс. человек. Если вспомнить о наследии, то центральный стадион вместимостью 40 тыс. человек спроектирован так, что число зрителей в нем легко может быть увеличено до 45 тыс., а это позволит проводить футбольные матчи уровня высочайших чемпионатов.

Кроме спортивных достижений и увеличения туристического потока проект ставит одной из целей объединение вокруг общей идеи – на стройке действительно присутствуют представители всех регионов, и многие из них на вопрос «почему вы здесь» отвечали: «Так Олимпиада же! Не каждый может похвастать, что работал на олимпийской стройке». Вот и иркутянина найти не составило большого труда.

Александр Белобородов работает на должности заместителя начальника ПТО на объекте «Большая ледовая арена», строит которую известная омская компания «Мостовик». Естественно, вопрос – а почему Александр приехал в Сочи – был задан одним из первых.

– Меня заинтересовал олимпийский объект, когда еще удастся поработать с таким проектом, – ответил Александр. – Это действительно интересно, и я не жалею, что взялся за эту работу. Конечно, места эти – море, горы, тепло – покорили, особенно если учесть, что приехал я в феврале.

Тем не менее иркутянин не намерен связывать свою дальнейшую жизнь с курортным раем:

– Летом приедут ребенок, жена, но это только на лето, Родину я менять не согласен, здесь очень хорошо и красиво, но и наша природа, Саяны, Байкал не отпускают.

Уверенность в том, что Олимпиада не самоцель, а ступень в развитии черноморского побережья, подтвердил в разговоре с журналистами и мэр Сочи Александр Пахомов:

– Если мы обладаем таким уникальным природным ресурсом, то мы просто обязаны дать возможность всем гражданам России им пользоваться. А сделать это рационально можно только подготовив инфраструктуру и персонал. Вот и перед нами стоит задача провести реконструкцию старых гостиниц и построить новые, и обязательно классифицировать все. Чтобы турист на Урале, на Дальнем Востоке, где угодно, мог купить тур в Сочи так же, как например, в Таиланд или Турцию, а это возможно лишь тогда, когда будут работать единые для всех правила.

Сочинские бизнесмены утверждают, что в стремлении к систематизации туристического бизнеса мэр весьма последователен, а методы его бывают весьма жесткими. Так, например, владельцы гостиниц, не желающие вкладываться в реконструкцию и проходить классификацию, вполне могут ожидать повышения арендной ставки на землю в разы, а то и в десятки раз. Александр Пахомов объясняет это тем, что турбизнес – это основная статья доходов города, и бизнес этот должен быть на высоте.

Ответил сочинский мэр и на замечание, что отдых на черноморском побережье дорог:

– Нужно помнить, что, как правило, в цену отдыха в сочинских пансионатах включены оздоровительные процедуры, то есть те услуги, которые, приехав в Турцию, например, вы покупаете за отдельные деньги. Если туроператоры при продаже будут разделять продукты, то отдых в России может быть вполне конкурентоспособным.

Продолжая комментировать ценообразование на российском туристическом рынке, мэр Пахомов попенял на российские авиакомпании, которые активно работают на выездной туризм и не уделяют внимания внутреннему. Но, по его словам, и здесь есть метод – дать возможность формировать рейсы на наиболее интересных направлениях иностранным перевозчикам.

На черноморском побережье часто слышится поговорка: «Товарищ Сталин построил город Сочи и подарил его трудовому народу». Хочется, чтобы поговорка работала и в отношении Олимпиады-2014, которая, возможно, сделает российское побережье Черного моря более доступным для сибиряков.