Иркутская областная филармония

Продолжается публикация материалов, посвященных 350-летию Иркутска, в рамках проекта газеты «Областная» «Десять знаковых мест Иркутска». Присылайте свои темы, отвечающие задачам проекта, – рассказать о местах города, которые формируют его неповторимый облик. В рубрике уже шла речь о сквере имени Кирова, памятнике Александру III, Крестовоздвиженской церкви, Знаменском женском монастыре, зданиях биолого-почвенного факультета ИГУ, Иркутского областного краеведческого музея, БГУЭП, библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского, усадьбе В.П. Сукачева, стадионе «Труд», Дворце детского и юношеского творчества, пожарной каланче, Музее декабристов, Иркутской ГЭС, библиотеке ИГУ, Польском костеле, синагоге и цирке, и ледоколе «Ангара».

«Иркутская филармония – последний форпост симфонической музыки на востоке нашей страны».

Дмитрий Поблинков, директор Иркутской областной филармонии

Один клуб вместо двух

Иркутское здание общественного собрания (ныне – Иркутской областной филармонии) было построено в 1891 году по проекту иркутского архитектора Владимира Рассушина. В дореволюционной России Общественное собрание, являвшееся непременным атрибутом любого крупного города, играло роль своеобразного клуба. В него допускались, выражаясь языком того времени, лица всех званий и состояний, которые по поведению и образованию могли быть приняты в общество.

Изначально здание Собрания проектировалось как одноэтажная каменная пристройка к деревянному зданию Иркутского коммерческого клуба. Вход в Собрание находился на улице Арсенальной (ныне Дзержинского). 20 марта 1890 года общим собранием членов коммерческого клуба и Общественного собрания было решено соединить эти два клуба воедино. 4 апреля того же года слившиеся воедино Общественное собрание и коммерческий клуб устроили первый после соединения семейный танцевальный вечер.

По условиям соглашения коммерческий клуб передал в общее пользование свой деревянный дом, а общественное собрание – капитал в 32 тыс. рублей. На эти средства к деревянному зданию будет сделана каменная пристройка с обширным залом по проекту Владимира Рассушина. Он предполагал расширение здания по улице Амурской (Ленина): предлагался перенос деревянного здания, а на его месте возведение каменной двухэтажной постройки с концертным залом. Проект был утвержден, и к 1903 году строительство было закончено.

«Здание Общественного собрания располагало двумя залами – большим, театральным, и малым, концертным, и помещениями для проведения различных мероприятий. Первое Общественное собрание было одним из центров культурно-просветительной работы среди населения. Собрание имело устав и правление, руководившее всей работой», – пишет историк Юрий Колмаков в своей работе «Памятники государственного устройства и общественной деятельности».

В 1891 году в Собрании иркутская общественность устроила прием в честь наследника престола цесаревича Николая Александровича. «Иркутские Епархиальные ведомости» писали об этом: «В одиннадцать часов вечера Государь Наследник Цесаревич удостоил посещением вечер, данный в честь Его Высочества городским обществом в помещении Общественного собрания. Здесь Его Высочеству были представлены некоторые городские дамы, удостоившиеся беседы Его Императорского Высочества. Милостиво принявши предложенный в час ночи ужин, Государь Наследник Цесаревич в третьем часу отбыл из Общественного собрания при громких и дружных криках «ура» массы народа, толпившегося на улицах города, на пристань у Кафедрального собора и изволил сесть на пароход «Сперанский».

В залах Общественного собрания выступали с концертами местный симфонический оркестр, солисты-любители, музыканты, ставились спектакли. Со сцены звучали голоса русских поэтов Федора Сологуба и Константина Бальмонта. В этих стенах проходили веселые детские праздники, благотворительные, костюмированные и студенческие вечера.

Кроме того, в Собрании проходили этнографические вечера, которые знакомили слушателей с национальной культурой бурятского народа. Они были очень популярны. В концертах принимали участие мальчики из Монголии, обучавшиеся в учебных заведениях города. Они исполняли песни своей страны.

«В течение учебного года Иркутская музыкальная школа устраивала по четыре концерта в малом зале Общественного собрания: два малых публичных и два больших публичных в малом зале Общественного собрания (ныне это и есть концертный зал филармонии). Вход на малые публичные концерты, а также на музыкальные утра, введенные с 1914 года (и входившие в общее число ежегодных концертов), как правило, был по контрамаркам. Большие публичные концерты, устраиваемые, за редкими исключениями, в апреле и декабре, бывали платными», – рассказывает И. Харкеевич в книге «Музыкальная культура Иркутска».

Революционное прошлое

Значимым центром политической жизни Иркутска здание Общественного собрания стало в начале XX века. Первая политическая акция накануне созданного иркутского комитета РСДРП состоялась 13 января 1903 года на лекции литератора Н.И. Кулябко-Корецкого о Парижской коммуне. Сразу же после ее окончания выступил ссыльный студент П. Киселев с адресом, в котором была выражена мысль о том, что революционное движение, происходившее на западе Европы, будет развиваться и в России, и приведет к свержению самодержавия. В это время ссыльный социал-демократ Г.И. Бокий разбросал прокламации, отпечатанные иркутским комитетом РСДРП. В период первой российской революции 1905–1907 годов в здании и около него проходили митинги и собрания рабочих, служащих и солдат иркутского гарнизона.

«30 октября 1906 года около Общественного собрания революционер Н.В. Коршун совершил неудачное покушение на командующего карательной экспедицией генерал-лейтенанта Ренненкампфа. Весть о кровавой расправе генерала над сибирскими рабочими и солдатами облетела всю Сибирь. Находившийся в ссылке в Нарыме Коршун решил отомстить. С этой целью он приехал в Иркутск, где, выследив жертву, бросил бомбу, но неудачно. Механизм не сработал, генерал остался жив. Коршуна судил военно-полевой суд и приговорил к повешению» – пишет историк Юрий Колмаков.

После свержения царского самодержавия в 1917 году в собрании проходили митинги и собрания трудящихся города и солдат-интернационалистов, бывших военнопленных. Была создана организация интернационалистов.

А после освобождения Иркутска от колчаковцев в бывшем Первом общественном собрании открылся Народный дом, с 1928 года в его помещение переехал Клуб Октябрьской революции (КОР) с улицы Карла Маркса. С 29 апреля по 4 мая 1920 года в помещении Народного дома прошла первая комсомольская конференция губернии, на которой присутствовало 78 делегатов от 41 организации.

На Третьей Иркутской губернской партийной конференции 18 сентября 1920 года с приветственным словом выступил основатель Монгольской народной партии Дамдин Сухэ-Батор, присутствовал и чешский коммунист-интернационалист Ярослав Гашек.

Музыкальный подход

Народный дом и КОР были центрами культурно-массовой работы среди трудящихся. Здесь выступали профессиональные и любительские коллективы, работали различные кружки художественной самодеятельности. На стене КОРа в 1930-х годах силами иркутского радиокомитета ставились оперные спектакли, в том числе «Тихий Дон», «Пиковая дама», «Русалка», «Паяцы» и другие, привлекавшие внимание всех любителей оперы.

В октябре 1940 года в КОРе гастролировал Горьковский театр музыкальной комедии. По просьбе иркутян театр обосновался в городе и получил название Иркутского театра музыкальной комедии. В январе 1990 года музыкальный театр переехал в новое здание, специально для него построенное.

В послевоенное время была проведена реконструкция северного крыла здания, к которому пристроили фойе. Тогда малый зал Общественного собрания стал концертным залом Иркутской областной филармонии. На его сцене выступали С. Рихтер, В. Климов, Н. Казанцева, Г. Пищаев, ансамбль «Песняры», дирижеры К. Иванов, В. Дударова, Н. Раков, А. Стасевич, М. Шостакович и многие другие исполнители.

Сама же Иркутская областная филармония открылась в 1939 году на базе концертно-эстрадного сектора иркутского областного отдела искусств, который занимался организацией выступлений концертных бригад в Сибири и на Дальнем Востоке.

На первых порах функции филармонии ограничивались организацией концертных бригад для обслуживания районов Иркутской области. В послевоенное время с появлением малого зала Общественного собрания лекторий филармонии развернул широкую пропаганду музыки, разработав пять циклов лекций-концертов для взрослых и один для школьников. Симфонические концерты впервые стали абонементными.

В 1958 году в Иркутске был заново создан симфонический оркестр. В его состав входило 50 человек. Это были выпускники высших учебных заведений страны. Симфонический оркестр бывал главным партнером не только отдельных солистов, но и целых артистических бригад. Так, в начале ноября 1963 года на сцене Иркутской филармонии были показаны литературно-музыкальные композиции «Пер Гюнт» Ибсена-Грига (в постановке В. Аксенова) и «Арлезианка» по драме Альфонса Доде с музыкой Жоржа. Визе (в постановке Н. Аксеновой-Арди). Исполнителями были артисты Всесоюзного гастрольно-концертного объединения, Московской филармонии и московских театров.

В 1947 году к северному крылу здания филармонии была сделана одноэтажная пристройка. Позже между театром и филармонией был построен одноэтажный холодный склад. Наибольшим изменениям и перестройкам подверглась часть здания, где размещается зрительный зал и сцена филармонии. После пожара в 1973 году были сделаны пристройки, сильно исказившие первоначальный облик здания.

Как сообщил директор Иркутской областной филармонии Дмитрий Поблинков, в настоящее время в ЦСН разрабатывается проект ремонтно-реставрационных работ, которые должны быть осуществлены в ближайшие годы.