18.03.2011 13:00
Теги
18.03.2011 13:00

Русско-Азиатский банк

Архитектура здания бывшего филиала Русско-Азиатского банка в Иркутске тяготеет к стилю модерн. И надо признать, что в иркутской архитектуре это наиболее удачная постройка в этом стиле.

Надежда Полунина, старший научный сотрудник Государственного исторического музея

Решение о строительстве здания Русско-Азиатского банка в Иркутске основывалось на другом, гораздо более глобальном проекте, не относящемся к банковской системе непосредственно.

Транссибирская магистраль – железная дорога через всю Евразию, соединяющая Москву и крупнейшие восточносибирские и дальневосточные промышленные города России, заложенная еще в 1891 году, – вот что послужило причиной живого интереса русской буржуазии к Сибири.

Регулярное сообщение между столицей империи Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную эксплуатацию. Дата 1 июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Транссиба в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября 1904 года. 16 октября 1905 года КБЖД как отрезок Великого Сибирского пути была принята в постоянную эксплуатацию. Тогда Иркутск и вошел в число городов, которые было необходимо преодолеть, чтобы добраться по Транссибу до границ с азиатскими странами, что мгновенно увеличило экономический потенциал столицы Восточной Сибири.

Устремив свои интересы на рынки Китая, Кореи и других стран Азии, представители русской буржуазии основали в Москве Русско-Азиатский банк, а в других городах России, в которых они видели перспективы русско-азиатских отношений, были основаны филиалы, призванные укрепить позиции центрального отделения. Строительство здания для иркутского отделения Русско-Азиатского банка было закончено в 1912 году.

Старший научный сотрудник Государственного исторического музея Надежда Полунина пишет в своей работе 1990 года «Живая старина Приангарья»: «Особенность участка – узкий квартал с тупым углом на пересечении улиц – привела местного архитектора Вадима Осиповича Коляновского к созданию нестандартного проекта. Подчеркнуто асимметричная композиция двух разнохарактерных крыльев, следующих красным линиям центральных улиц, и объединяющей их круглой башни. Угловой объем перекрыт «колокольным» куполом. Над ним – барабан со сквозными овальными проемами, а выше – венчающий сооружение миниатюрный купол с флюгером на тонком шпиле. Силуэт башни с возглавием достойно замыкает перспективу обеих улиц.

Первоначально, когда вокруг преобладала малоэтажная застройка, ее градостроительный акцент проявлялся еще явственнее. Хотя оба крыла здания выходят на главные улицы, фасады их решены по-разному. Тот, что смотрит на улицу Ленина, совсем прост: лишь едва выступающий ризалит с аттиком выделяет его. Другой, обращенный к улице Маркса, много сложнее и не лишен помпезности. Здесь и смещение нескольких объемов относительно продольной оси, и развитый ризалит в центре, фланкированный мощными пилонами с выносным карнизом и аттиком. Две полуколонны, разграничивающие оконные проемы ризалита, на уровне аттика завершаются аллегорическими скульптурами, символизирующими ремесло и торговлю.

Планировка здания логично увязана с его объемной композицией: в угловой части размещен вестибюль с парадной лестницей, ризалит отмечает расположение главного операционного зала банка, в остальных объемах размещались кабинеты служащих. Разделка фасадов включает неоклассические элементы: необработанные глыбы мрамора в цоколе, сплошную горизонтальную рустовку первого яруса, простую прорисовку тяг в наличниках и карнизах, маскароны в замковых камнях оконных и дверных проемов».

В 1914 году в здании Русско-Азиатского банка еще проходило совещание по вопросам освоения Северного морского пути, но спустя всего три года банк был упразднен – октябрьская революция брала свое. В 1918 году в стенах этого здания расположилось правительство белой гвардии Колчака под управлением Пепеляева. Здесь в 1919 году был составлен план экспедиции к устью Лены с целью построить порт и доставлять грузы в Сибирь по морю, утвержденный адмиралом собственноручно.

Затем, в период с 1920 по 1930 годы, здесь работали иркутский губревком и губисполком, председателем которого был Ян Янсон. Затем здание было передано центральной амбулатории, а после – поликлинике № 2, которая располагается в стенах бывшего банка и сейчас.

В 2009 году к юбилею поликлиники был закончен капитальный ремонт. Сегодня здание находится в отличном состоянии. Если сравнивать со старыми снимками, то оно практически не изменило своего первоначального вида. И это редкое явление, так как советское время наложило болезненный отпечаток конструктивизма почти на все шедевры иркутской архитектуры.