30.12.2011 02:30
Рубрики
Территории
Текст
Ирина Сутырина
Теги
#АМО
Текст:
Ирина Сутырина
30.12.2011 02:30

Ангарский район обозначил цель: не выживание, а развитие

Отработал первый год новый состав думы Ангарского муниципального образования, выбранный из числа депутатов мэр, администрация АМО. Во власть пришли новые люди, со своим пониманием, как и куда должна развиваться территория. Одним из руководителей представительной власти Ангарского района является Светлана Кажаева.

Имя заместителя председателя думы АМО знакомо всем ангарчанам. На муниципальных выборах в октябре 2010 года избиратели округа № 1, по которому баллотировалась Светлана Кажаева, отдали ей голосов больше, чем какому-либо другому кандидату – она набрала более 12 тыс. голосов, это второй результат по всей территории района после 16 тыс. голосов за нынешнего мэра АМО Владимира Жукова. На первом же заседании думы депутаты избрали ее председателем бюджетной комиссии. Светлана Кажаева не новичок в бюджетной сфере, она имеет 17 лет муниципального стажа, пять лет стажа на государственной службе. Работала в муниципалитете, в федеральном казначействе, в коммерческих структурах – заместителем директора по экономике и финансам Ангарского азотно-тукового завода, в 2008–2009 годах была председателем Контрольно-счетной палаты Ангарска.

Светлана Кажаева имеет высшее экономическое образование, закончила институт профессиональных бухгалтеров РФ. Она очень уважаемый и авторитетный специалист в области экономики, а также финансов, бюджета, налогов. Поэтому именно ей мы адресуем вопросы о результатах работы за год новой районной власти, исполнения бюджета за 2011 год и планов муниципалитета на 2012 год.

– Светлана Борисовна, структура власти и взаимоотношение ее ветвей в Ангарском МО отличаются от того, что имеет большинство муниципалитетов нашего региона. Что из этого получается на практике?

– Структура власти в АМО совсем иная, нежели в других муниципальных образованиях. Из числа депутатов избраны мэр и заместитель председателя думы. Исполнительная власть сосуществует с законодательной не в параллели, а в подчинении. Такая структура появилась в 2010 году. Изменения в Устав АМО наши предшественники приняли, что называется, в пожарном порядке, и нам пришлось немало поработать над этим сырым документом – изменения в Устав новый депутатский корпус вносил неоднократно. В этот переходный период было очень сложно работать – бывшее районное руководство не желало прощаться с креслами. Время с момента выборов до начала 2011 года было, по сути, «холодной» войной: прежняя «команда» мешала работать. Но мы это пережили: к управлению пришли новые люди со  своим видением решения проблем территории, которых в Ангарском районе накопилось немало.

Ангарский район состоит из пяти муниципальных образований – Одинского, Савватеевского, Мегетского, а также города Ангарска и Ангарского муниципального образования. В соответствии со 131 ФЗ, между этими муниципалитетами нет вертикали подчинения. Каждое муниципальное образование имеет свою администрацию и думу, свой бюджет. Из средств районного бюджета мы поддерживаем Мегет, Савватеевку, Одинск. Городу Ангарску из бюджета АМО даем средства только на выравнивание бюджетной обеспеченности. Сельские поселения – Одинск и Савватеевка, а также городское поселение Мегет, не смогут существовать без поддержки бюджета района, потому что их собственных налоговых и неналоговых поступлений не хватает даже на текущие расходы, не говоря уже о развитии. Если бы на территории Ангарского района было единое, объединенное муниципальное образование, мы бы существенно сократили расходы на содержание администрации. Законодательная власть стала бы единой, а в органе исполнительной власти были бы представлены все территории. Весь прошедший год мы плотно работали над решением главной проблемы.

– Вы год руководите работой бюджетной комиссии. Как оцениваете проделанную работу?

– Работа бюджетной комиссии очень объемная и ответственная. На заседаниях, а их за год, с октября 2010 по октябрь 2011-го, было 51, – мы рассмотрели 283 вопроса. Такой рабочей нагрузки нет больше ни у какой  постоянной думской комиссии.  Мы рассматривали самые разные вопросы, касающиеся доходов и расходов бюджета, муниципального имущества – объектов недвижимости и земельных участков. Год ушел на изучение состояния дел, за это время члены комиссии много чему научились. Вчерашние новички в вопросах бюджета теперь смотрят на ситуацию с большим, чем год назад, пониманием, знанием законодательства. Опыт, приобретенный за год работы, дал комиссии возможность уже совсем по-другому работать над бюджетом 2012 года. На многие вещи депутаты, члены комиссии, смотрят теперь более приземленно, без иллюзий. Мало сформировать свои хотения в статьях расхода, нужно понимать, есть ли в бюджете средства на их реализацию, что более приоритетно и от чего можно пока отказаться.

– Каких результатов добилось АМО в уходящем году?

– Наиболее значимыми в сфере бюджетной политики я считаю переход одними из первых в регионе на новую систему оплаты труда. В 2012 году все бюджетные учреждения Иркутской области переводят на НСОТ. Ангарское муниципальное образование выступило в качестве пилотного в этом проекте. В чем смысл нововведения? НСОТ состоит  из базового оклада бюджетного работника и стимулирующей надбавки. Базовый оклад может быть минимальным. Стимулирующая же надбавка дает человеку возможность заработать больше при условии творческого и инициативного отношения к своему труду.

За 2011 год выросла заработная плата у ангарских педагогов – работников школ и дошкольных учреждений, дополнительного образования. Причем работникам детских садов зарплата повышалась дважды. В 2012 году также будем изыскивать возможности для увеличения заработной платы педагогам – это задача озвучена губернатором Дмитрием Мезенцевым. Заработная плата педагогов должна быть не ниже средней в сфере экономики региона. Конечно, такое повышение заработной платы  педагогам  не решит проблему кардинально, но возможности местного бюджета в этом вопросе мы использовали максимально.

– Вопросы о положении дел в системе образования тесно связаны еще с одной проблемой, которая актуальна не только для Ангарска, но и для других муниципалитетов региона. Речь идет о нехватке мест в детских садах. Здания, переданные в 90-е годы предпринимателям, как оказалось, сложно и дорого вернуть в сферу образования. Очереди в дошкольные образовательные учреждения не уменьшаются, а оплачивать услуги частного детского сада далеко не каждому родителю по карману.

– Решение проблемы очередей в детские сады в 2012 году мы определили как приоритетную для АМО. Что сделано в 2011 году? Мы открыли шесть дополнительных групп для детей возраста до четырех лет: старшие ребятишки местами в садах обеспечены. Если проект бюджета будет утвержден в том виде, каким мы его сверстали, при положительном заключении по проекту и экспертизе, во второй половине 2012 года начнется строительство двух детских садов – в 29-м микрорайоне и в Мегете. Это будут современные стандартные дошкольные учреждения по восемь групп в каждом. Еще 40 миллионов рублей мы заложили в проект бюджета 2012 года на ремонт зданий детских садов, которые ранее были в аренде у предпринимателей.

– Ремонты и строительство – дело не быстрое. Строить можно годами. А места в детских садах нужны еще вчера.

– Ремонтировать можно по-разному. В качестве примера приведу помещение для многофункционального центра, ремонтные работы в нем проведены за четыре месяца. Темпы работ и конечный результат во многом зависят от того, как работает исполнительная власть, от того, какой подрядчик придет на объект, насколько радивым исполнителем он окажется.

Общая картина технического состояния дошкольных и школьных образовательных учреждений довольно проблемная. На капремонты нужны очень большие средства. По информации, подготовленной  МБУ «Служба муниципального хозяйства»,  на эти цели потребуется 1,2 миллиарда рублей. Цифры подтверждены расчетами. Но таких средств в местном бюджете нет. Будем решать эти вопросы через участие в программах софинансирования.

– Каковы прогнозы на окончание ремонтных работ на стадионе «Ангара» и на завершение строительства школы в микрорайоне 7а?

– Последние три года стадион «Ангара» находился в аварийном состоянии. Более тысячи детей, занимающихся в спортивных секциях «Ангары», все это время было вынуждено посещать разные спортивные школы города. На сегодня ремонт помещений под западной трибуной завершен – юные спортсмены снова станут тренироваться на «Ангаре».

Школа в микрорайоне 7а строится уже  более 20 лет, работы на объекте неоднократно возобновлялись и вновь замораживались. За это время изменились санитарные нормы и правила, нашей территории по сейсмичности добавили один балл. Имеющийся проект не соответствует современным требованиям. Школа-долгострой на полторы тысячи учащихся простаивает, и это при том, что значительная часть ангарских школ нуждается в капитальных ремонтах. В 2011 году вопрос наконец-то сдвинулся с мертвой точки. Благодаря настойчивости  мэра АМО Владимира Жукова и заместителя главы администрации Любови Субботиной, проблемой ангарского долгостроя озаботилась область. Решением губернатора создана комиссия, задача которой изыскать возможности скорейшего завершения строительства. В районном бюджете на 2012 год мы заложили средства на усовершенствование проекта в соответствии с существующими нормами. Несмотря на массу проблем: изначально неподъемную для местного бюджета стоимость проекта, отсутствие технического подключения, мы работаем над тем, чтобы строительство было продолжено как можно быстрее.

– Еще одна важная для всех тема – дороги, их состояние, строительство, ремонт, содержание.

– Сфера ответственности Ангарского района в этом вопросе – межмуниципальные дороги. Проблема в том, что они вообще не стояли на учете в казне района. В 2011 году эта работа начата. Мы заводим технические паспорта, определяем право собственности. До 2011 года данным вопросом в АМО никто не занимался, и последствия этого мы уже получили: прошлой весной жители Стеклянки не смогли возить своих детей в мегетскую школу – ГИБДД запретила движение по дороге. На сегодня проблема на этом участке решена. Нам очень помогло финансирование по проекту «Народный бюджет» – на ремонт дороги в Стеклянку было выделено пять миллионов рублей. Та же история и с дорогами к садоводствам – большая их часть находится за чертой Ангарска, и их состояние оставляет желать лучшего, особенно весной… Весь 2011 год мы занимаемся паспортизацией межмуниципальных дорог, на пять дорог документы уже сделаны.

– Какова ситуация с инвентаризацией муниципального имущества?

– Бюджетной комиссией думы АМО, совместно с администрацией, комитетом по управлению муниципальным имуществом, в 2011 году проделан большой объем работы в этом направлении. На заседаниях комиссии мы рассмотрели 76 объектов муниципальной недвижимости, приняли решение по каждому из них. Часть объектов внесли в план приватизации, приняли решение о продолжении или прекращении отношений с арендаторами, в 2012 году более плотно займемся земельными участками, принадлежащими АМО. Будем разбираться, кто ими пользуется, насколько своевременно поступает арендная плата в бюджет. Здесь же стоит сказать об изменении размера ставки  арендной платы на недвижимое имущество. В текущем году мы подняли ее на 15 процентов, и это достаточно щадящий вариант, так как рассматривали и другие предложения: до 37 процентов повышения. Все перечисленные мероприятия позволили нам максимально пополнить районный бюджет и эффективно распорядиться муниципальной собственностью.

– Ангарский район получил в 2011 году большие деньги на модернизацию здравоохранения, как вы ими распорядились?

– В рамках программы на 2011 год должно быть освоено более 407 миллионов рублей, в том числе за счет средств ФФОМС – 269,7 миллиона, ТФОМС – 128,4 миллиона, бюджета АМО – 9,1 миллиона рублей. Эти денежные средства направлены на завершение строительства начатых объектов, проведение капитальных ремонтов, оснащение медучреждений оборудованием, внедрение стандартов оказания медицинской помощи, проведение диспансеризации 14-летних подростков и создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

– Первый год для новой власти – своего рода ученический этап, время приобретения опыта. А что впереди, чего вы ждете от года наступающего, какие задачи считаете первоочередными? 

– Самый важный вопрос – исполнение бюджета 2012 года. Он, как никогда в последние годы, социально ориентирован, что поможет району продолжить движение на развитие.