Тупиковые направления

Проблему с бездорожьем в Усть-Удинском районе могло бы решить приобретение судна на воздушной подушке

По теме отсутствия дорог в нижний подрайон Усть-Удинского МО наша газета писала 23 сентября 2011 года. За истекшие полгода ситуация не только не улучшилась – усугубилась.

Тринадцать учащихся из труднодоступных населенных пунктов вынуждены весь учебный год добираться до интерната собственными силами.

Усть-Удинский район растянулся более чем на 300 км по правому берегу Братского водохранилища. Значительная часть его территории оказалась затопленной после того, как появилось Братское море, а более 100 сел переменили место дислокации. Созданием транспортных коммуникаций никто особо не озадачивался – проложили просеки и назвали их дорогами.

– В «нижних» поселках – Аталанка, Аносово, Подволочная и ряде других живет около трех тысяч человек. Но дорог, по сути, никаких нет, одни направления, – рассказывает заместитель мэра района Михаил Никитин. – В деревню Ключи, где 162 жителя, вообще можно добраться только в летнее время на теплоходе.

Жители села Ключи уже писали в редакцию «Областной» о своей проблеме. Тогда произошел трагический случай: ребенка с острым приступом аппендицита так и не смогли вовремя доставить в больницу. Мальчик скончался.

От бездорожья страдает и образование. Как сообщили в районной администрации, подвоз детей школьным автобусом в учебный 2010/2011 год не осуществлялся. Не случилось этого в нынешнем учебном году. Начальник управления образования Усть-Удинского района Роман Кутявин рассказывает:

– Для подвоза детей в село Аносово, где есть средняя школа, из сел Аталанка, Подволочная и Ключи у нас имеется автобус-внедорожник. Но, поскольку дороги, по которым приходится везти детей, не имеют вообще никаких категорий, маршрутный паспорт ГИБДД нам не подписывает. Детей в школу на свой страх и риск подвозят сами родители: школу-то заканчивать нужно!

Школьный автобус второй год стоит законсервированный. Районное управление образования ведет огромную переписку с областными структурами: ГИБДД, министерствами, депутатами, а воз и ныне там.

Из-за отсутствия транспортного сообщения отдел внутренних дел по Усть-Удинскому району констатирует, что своевременно реагировать на заявления граждан из труднодоступных населенных пунктов невозможно. Бездорожье затрудняет и работу государственного пожарного надзора.

– Положение ужасное, – соглашается Михаил Никитин. – Ни разу за все время существования поселков дороги, ведущие к ним, не ремонтировались. У них даже категории нет: сделали просеку, отсыпали немного, и все.

Министерство имущественных отношений Иркутской области, с которым администрация Усть-Удинского района находится в длительной переписке, посоветовало принять дорогу из областной собственности в муниципальную. Но руководители территории не спешат брать на себя ответственность, ссылаясь на то, что нынешний собственник должен довести данные «направления» хотя бы до 4-й технической категории.

– Обслуживанием и ремонтом автодорог в районе занимается Усть-Удинский филиал ОАО «Дорожная служба Иркутской области», – продолжает Михаил Никитин. – Насколько «успешно» они это делают, судите сами: транспортная доступность в село Аталанка в прошлом году полностью отсутствовала с 15 апреля до начала навигации – 10 июня.

Согласно предоставленным дорожной службой сметам, для приведения в соответствие автодороги Средняя Муя – Аносово (94 км) на проектно-изыскательские работы требуется 41 млн рублей, а на ее реконструкцию – 2 млрд рублей. А чтобы все семь отдаленных населенных пунктов Усть-Удинского района смогли сообщаться с районным центром, необходимо около 100 млн на проектно-изыскательские работы и 5 млрд рублей для того, чтобы дорогу сделать категорийной. Годовой бюджет Усть-Удинского района – 300 млн рублей.

– Мы понимаем: район наш тупиковый, наверное, дорога была бы, если бы шла куда-нибудь дальше. В свое время некоторые из вышеперечисленных поселков строились как вахтовые, для освоения лесосырьевой базы. Но объемы заготовки были тогда настолько огромные, что поселки получились не временные, а постоянные. И сегодня население там занимается лесом. Вяжут плоты, зимой складируют прямо на льду, а летом по воде сплавляют в Братск. В виду отсутствия сообщения надзорные органы не могут даже проконтролировать эту вырубку. Некоторые деревни, к тому же, имеют культурную значимость. Аталанка, например, – родина Валентина Распутина, – констатирует заммэра.

Понимая, что большие деньги для строительства дороги территория вряд ли получит, а о людях хоть как-то нужно заботиться: завозить продовольствие, медикаменты, ГСМ для дизельной электростанции – районные власти просят помочь хотя бы с приобретением судна на воздушной подушке.

– Администрация проработала вопрос по подбору судна, – рассказывает Михаил Никитин. – По предъявляемым требованиям безопасности подходит амфибийный вездеход «Арктика 2Д» грузоподъемностью 15 человек и 500 кг груза, способный покрывать расстояние до 1200 км. Стоимость вездехода 15 млн рублей, но поскольку таких средств у нашей глубоко дотационной территории нет, вопрос не решается уже более пяти лет.

СПРАВКА:


Согласно данным на 1 января 2012 года, в Аносово проживает 750 человек, 245 дворов. В Аталанке – 278 человек, 93 двора; в Ключах – 162 человека, 43 двора; в Подволочной – 370 человек, 122 двора; в Средней Муе – 1 тыс. 243 человека, 408 дворов.