30.05.2012 07:15
Рубрики
Экономика
Теги
#ВЧНГ
30.05.2012 07:15

Игорь Рустамов: За 10 лет ВЧНГ стал локомотивом развития Приангарья

В первые июньские дни компания ОАО «Верхнечонскнефтегаз» отмечает 10-летний юбилей. Праздничным настроением нефтяники поделятся и с иркутянами. Для них в День города на Сквере Кирова выступят звезды отечественной эстрады – группа «Любэ» и группа «Фабрика». Юбилей – это всегда отличный повод подвести некоторые итоги. Генеральный директор компании ВЧНГ Игорь Рустамов в интервью газете «Областная» рассказал не только о рекордных показателях по добыче нефти, применении современных технологий по извлечению углеводородов в сложных сибирских условиях, но и обозначил планы компании на перспективу.

– Игорь Фаикович, у вас в компании сложилась добрая традиция – проводить итоговую пресс-конференцию для журналистов, где вы говорите о проделанной работе за год. И практически постоянно вы сообщаете о рекордных показателях по добыче нефти. На этот год компания ставит планку – около 7 млн тонн. А напомните, с чего все начиналось?

– В 2002 году акционерами было принято решение о выделении ВЧНГ в независимую организационную единицу. Тогда в штате предприятия было всего четыре человека. И была лицензия на участок, расположенный посреди болота и тайги. В мае 2005 года ВЧНГ приступил к бурению. Но было непонятно, куда транспортировать нефть. В то же время на государственном уровне ведется речь о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». И в 2006 году началось строительство нефтяной артерии. Тогда акционеры ВЧНГ приняли решение формировать освоение месторождения. За два года на месторождении была создана вся инфраструктура, необходимая для добычи, подготовки и транспортировки нефти: нефтепровод, соединивший Верхнечонское месторождение с ВСТО, установка подготовки нефти, участок приема и сдачи продукции, энергетический центр для производства электрической энергии. Было проложено около 150 километров внутрипромысловых дорог, сооружены резервуары для хранения нефти, которые позволяли вести освоение пробуренных скважин до начала запуска месторождения в промышленную эксплуатацию. Одновременно с производственными объектами расширялся и благоустраивался жилой поселок нефтяников. В конце 2006 года на месторождении проживало порядка 300 сотрудников компании, сегодня здесь находится в два раза больше сотрудников. Кроме того, на месторождении работает около 3000 сотрудников подрядных организаций.

Результатом всей ударной работы на месторождении стала первая верхнечонская нефть, которая поступила в ВСТО осенью 2008 года. Это был старт промышленной разработки месторождения.

– Вы возглавили компанию в конце 2008 года. Сначала расскажите, почему вы стали нефтяником. Где успели поработать до того, как приехали в Иркутск? И какие первоочередные задачи вам предстояло решить в должности генерального директора ВЧНГ?

– Передо мной никогда не стоял вопрос, кем быть. Я родился в Баку, где сосредоточены старейшие нефтяные промыслы. И с детства с большим уважением относился к славной профессии нефтяника. Поэтому и поступил в Бакинский институт нефти и химии на специальность «Разработка нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений». Еще студентом выезжал на производственную практику в регионы Западной Сибири, довелось поработать на месторождениях Центральной России. Возглавив ВЧНГ, я должен был перестроить организационную структуру компании и бизнес-процессы, ориентированные на добычу углеводородов.

– Верхнечонское месторождение уникально по своему характеру и строению – здесь низкая температура пласта, присутствуют геологические разрывы. Эта уникальность предполагает использование современных технологий и оборудования по добыче нефти. Каких?

– Действительно, на месторождении аномально низкая температура нефти, составляющая 12–14 градусов на глубине 1600 метров, которая объясняется наличием мощной зоны многолетнемерзлых пород. Низкие температуры привносят определенные проблемы в разработку месторождения, возникает проблема выпадения асфальто-смолисто-парафиновых отложений, которые загрязняют пласт и оборудование. Для добычи нефти мы привлекаем подрядчиков из числа компаний – мировых лидеров отрасли. Например, сложность геологических условий заставляет вести разработку месторождения бурением наклонно-направленных и горизонтальных скважин, обеспечивая проводку стволов по наиболее продуктивным участкам пласта. Технология, связанная с использованием бурового раствора на углеводородной основе, позволяет более качественно и в короткий срок строить скважины. Вести добычу с ускорением помогает технология, которая называется гидроразрыв пласта. С помощью специального оборудования в нефтеносном пласте создается высокое давление, что приводит к образованию трещин, в которые закачивается пропант – вещество, представляющее собой искусственную песчаную фракцию. Таким способом увеличивается дебит.

– Любой вид деятельности непременно влияет на экологию. Как вы пытаетесь минимизировать вред, наносимый окружающей среде?

– Мы применяем такие технологии, которые максимально безопасны, поскольку месторождение расположено на расстоянии 1200 км от города и в полной изоляции. В этом году на экологические мероприятия мы выделили 150 млн рублей. При прокладке трубопроводов в обязательном порядке используем многослойное покрытие, чтобы предотвратить коррозию. Кроме того, внутри трубопроводы обрабатываются специальными техническими реагентами, которые позволяют сделать его надежнее и долговечнее. Для утилизации твердых бытовых отходов, которые генерируются на месторождении, построили полигон. Стоимость данного проекта – 220 млн рублей. В 2014 году мы погасим факел, на котором сегодня вынуждены пока сжигать попутный нефтяной газ (ПНГ). Это станет возможным благодаря строительству газотурбинной станции мощностью 64 МВт и подземному хранилищу ПНГ.

– Добывая нефть, которая заполняет ВСТО, вы выполняете государственную задачу. А что делает компания для социально-экономического развития Иркутской области?

– Деятельность компании самым непосредственным образом влияет на формирование доходной части бюджета Иркутской области. Так, в 2011 году налоговые отчисления компании составили 4,8 млрд рублей или 7,5% налоговых доходов областного бюджета. В этом году мы планируем только в бюджет области направить 7 млрд рублей, что составит 10% дохода региона.

Более чем девятикратный прирост налоговых отчислений в прошлом году (для сравнения, в 2010 году этот показатель был равен 500 млн рублей) позволил ВЧНГ занять среди крупнейших налогоплательщиков региона второе место по объему налоговых отчислений и стать лидером по размеру уплачиваемого налога на прибыль организаций. В результате, по итогам 2011 года Иркутская область вошла в четверку лучших субъектов СФО по показателям, характеризующим наполняемость бюджета доходами. Регион стал лидером среди субъектов СФО и четвертым в РФ по темпу роста поступлений налога на прибыль организаций.

– Ресурс Верхнечонского месторождения, по оценкам специалистов, исчерпается к 2032–2038 годам. На этом закончится история компании? Или в зоне внимания уже есть другие месторождения?

– На государственном уровне принято решение о введении налоговых льгот для месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. На Верхнечонском месторождении есть такие объекты, которые можно причислить к категории трудноизвлекаемых запасов. Это так называемый Преображенский горизонт. Это хороший стимул для недропользователей в освоении месторождения. Кроме того, в настоящее время любое месторождение имеет коэффициент нефтеотдачи не более 50%. Как правило, это 25–30%. Любая нефтяная компания будет стремиться увеличить этот коэффициент, чтобы продлить жизненный цикл месторождения. И в этом ей будут помогать новые научные достижения, новые технологии и новое оборудование. Поэтому история Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, как и компании, не заканчивается 2038 годом. К тому же на территории Восточной Сибири много разведанных мест, но еще больше белых пятен. Мы будем принимать участие в торгах, будем приобретать новые лицензионные участки, организовывать на них нефтедобычу.