Время высокой музыки с Дмитрием Коганом

Сделать классическую музыку доступной для всех – так сформулировал цель своего благотворительного проекта «Время высокой музыки» выдающийся скрипач, заслуженный артист России Дмитрий Коган. 24 и 25 августа он сыграл в Ангарском ДК «Современник» и Иркутской областной филармонии два концерта, которые ценители музыки уже назвали музыкальным потрясением.

По словам музыканта, проект стартовал в апреле 2013 года. В его рамках в Колонном зале Дома Союзов в Москве был записан диск «Время высокой музыки», который бесплатно поступает во все музыкальные учреждения России, в том числе и Иркутской области. Проект проходит под патронатом премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Иркутск – девятый регион, где был представлен проект. Дмитрий Коган намерен за год лично презентовать свой диск во всех 83 регионах России, несмотря на очень плотный гастрольный график.

– Проблема классической музыки заключается в том, что все меньше людей в мире стали посещать концерты академических исполнителей. В нашей стране этому способствовали экономические предпосылки – жуткая атмосфера 1990-х, когда людей чуть ли не насильно приучали к пошлости. За границей же классические музыканты слишком высоко несли свое искусство, особенно в репертуарной политике, а те, кто не мог воспринимать сонату Шнитке, «отдыхал». Постепенно у нас стало слишком много «отдыхающих». Эта тенденция началась с 1970-х. Но, может быть, не стоит ожидать, что, зайдя, например, в метро, вы увидите много людей, читающих труды Шопенгауэра. Лично для меня главное, чтобы публика чувствовала. Мне не нужен полный зал профессионалов, для которых я сыграю сонатный вечер, мне нужны новые люди, – отметил Дмитрий Коган.

Однако маэстро признался, что он против классической музыки в современной обработке:

– Это то же самое, как если бы к «Джоконде» Леонардо Да Винчи для облегчения восприятия пририсовать усы и бородку. Художник, в данном случае – композитор написал свое произведение именно таким образом. И пусть эти люди, которые занимаются обработками, сначала напишут свое, а потом уже его обрабатывают. Зачем прикасаться к тому, что им не принадлежит? 

Репертуар концертов проекта каждый раз подбирается индивидуально и включает в себя произведения признанных классиков, старинных мастеров и даже джазовые композиции.

– Всего должно быть понемножку, моя бабушка говорила, что хороший концерт, как вкусный борщ, в котором всего в меру и в нужной пропорции, – пояснил маэстро. – И, судя по всему, зрителям такой подход по вкусу. Кстати, в Иркутске и Ангарске очень отзывчивая публика.

Дмитрий Коган родился в семье музыкантов. Его дедушка – выдающийся скрипач XX века Леонид Коган. Та самая бабушка, которая научила внука «готовить» хороший концерт, – известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс, отец – дирижер Павел Коган, мать – пианистка Любовь Казинская. Казалось бы, у юного Дмитрия Когана не было иного пути, кроме как стать музыкантом. Однако, будучи мальчиком, он мечтал и о других профессиях: 

– В детстве я хотел стать футболистом, хотя играл не так хорошо, как Денис Мацуев. Потом хотел быть мастером по ремонту техники – чинить различные приемники и магнитофоны. Скоро интерес к этому резко пропал, зато пришла безумная любовь к музыке. Но на самом деле скрипкой я занимался с трех лет, поэтому выбора, наверное, не было, и я всегда был фанатично предан инструменту. Но в 28 лет у меня началось некое переосмысление. Наверное, я устал, ведь начал концертировать в 13 лет, и за это время переиграл весь основной репертуар на огромном количестве площадок с различными оркестрами.

Тогда я начал ловить себя на мысли: что же будет дальше, ведь я уже 160 раз сыграл скрипичный концерт Чайковского? Неужели так будет всю жизнь? А потом меня осенило, и я понял, что можно от исполнительства уйти к привлечению людей в музыку. Сейчас мне 34, и моя самая главная цель – как можно шире распахнуть двери в концертные залы.

В Иркутске и Ангарске Дмитрий Коган играл на легендарной скрипке «Робрехт», созданной в 1728 году величайшим кремонским мастером Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери. Инструмент входил в скрипичную коллекцию Королевской Шведской музыкальной Академии, учрежденной королем Густавом III. Напомним, что скрипка была приобретена Фондом поддержки уникальных культурных проектов им. Когана.

– Есть очень много современных мастеров, которые делают великолепные инструменты, но они, к сожалению, не идут ни в какое сравнение с произведениями великих старых мастеров, – отметил Дмитрий Коган. – Почему? Это загадка истории. Я постоянно играю на инструментах величайших мастеров Аматти, Страдивари, но моей основной скрипкой является именно эта, которую мне передал Фонд уникальных культурных проектов, ведь у нее есть неповторимая мощь, харизма и невероятной силы и энергетической интенсивности тембр.

Кстати, фонд Дмитрий Коган основал именно для того, чтобы в России появились такие уникальные музыкальные инструменты:

– России никогда не принадлежали инструменты первого уровня. Есть государственная коллекция старинных инструментов, которые в 1917 году отобрали у аристократов. Но проблема в том, что мало иметь Страдиварии, нужно уметь за ним ухаживать. За годы советской власти уникальные инструменты были доведены до нехорошего состояния, потому что не было хранителей, экспертов. А государственные законы до сих пор мешают провести их реставрацию за границей у мастеров топ-класса. И у меня была идея, чтобы в России появился инструмент большого уровня. Я долго искал инвесторов, потому что такая скрипка – это миллионы долларов, и случай меня свел с бизнесменом, руководителем холдинга AVS Group Валерием Савельевым. Мы создали фонд, который уже владеет восемью инструментами, и на сегодняшний день это самая крупная частная коллекция в России. Среди них скрипка Пьетро Гварнери и скрипка Антониацци. Самое главное для нас – давать эти инструменты музыкантам и реставрировать их только в Италии, в Кремоне, у ведущих мастеров.

Дмитрий Коган пообещал, что в ближайшее время снова посетит Иркутск с концертами.