Предновогодний аккорд законодательного творчества

Каталог областных законодательных актов пополнился еще 18 законопроектами. Они были приняты в окончательном чтении на заключительной в этом году 20-й сессии Законодательного Собрания, которая прошла под руководством спикера областного парламента Людмилы Берлиной.

Последняя редакция бюджета-2015

В ходе пленарного заседания депутаты внесли изменения в два областных закона, регулирующие финансовую сферу. Один из них «О бюджетном процессе Иркутской области» дополнен статьей о долгосрочном бюджетном планировании. Согласно новым правилам, введенным федеральным законодателем, бюджетный прогноз области на долгосрочный период разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать лет вперед на основе прогноза социально-экономического развития области на соответствующий период.

Предусматривается также внесение проекта бюджетного прогноза (или его изменение) на рассмотрение Законодательного Собрания одновременно с проектом закона об областном бюджете.

Новая редакция областного закона «О межбюджетных отношениях», утвержденная на предыдущей сессии, потребовала внести коррективы в уже принятый, но еще не вступивший в действие законопроект «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2917 годов». Касаются они, как рассказала областной министр финансов Наталия Бояринова, перераспределения финансовой поддержки в пользу наименее обеспеченных муниципальных образований.

Дополнительные бюджетные ассигнования направлены на увеличение объема фонда финансовой поддержки поселений Иркутской области, который определен на 2015 год в размере 874 млн рублей (такие же суммы предусмотрены и на два последующих года). Объем фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на 2015–2017 годы остался неизменным и составил 1 млрд рублей ежегодно.

Дополнительные расходные обязательства возникли в связи с объединением муниципальных образований Ангарского района в единый городской округ. Пришлось сделать перемещение в бюджете и выделить 21,7 млн рублей облизбиркому на проведение выборов главы и депутатов представительного органа власти нового МО.

Два способа избрания мэра. Какой лучше?

Как и ожидалось, предложенная депутатом Андреем Лабыгиным поправка в областной закон «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» вызвала неоднозначную оценку депутатского корпуса.

Поправка отменяет прямые выборы мэра областного центра, передавая это право депутатам городской думы, которые из своего состава избирают главу муниципального образования, который одновременно возглавляет городской депутатский корпус. Руководителем же городской администрации, так называемым сити-менеджером, согласно федеральному законодательству, предлагается назначать лицо, выигравшее конкурс на замещение данной должности. Сама конкурсная комиссия будет формироваться на паритетных началах: одну половину членов составят депутаты гордумы, другую половину – лица, назначенные губернатором области.

Хотя Андрей Лабыгин заявил, что проект закона достаточно широко обсуждался на различных площадках, «начиная от студенческой среды и заканчивая Союзом пенсионеров», ряд депутатов (особенно членов фракции КПРФ и «Гражданская платформа») усомнился в широкой поддержке этой новации среди горожан.

Об этом же говорил в своем выступлении и член Госдумы Антон Романов:

– На мой взгляд, представленный проект закона противоречит принципам народовластия. Население города, избирая депутатов, не давали им полномочий по выбору мэра из своего состава. Отмена прямых выборов приведет к прямо противоположному результату, на который была направлена инициатива президента по реформе местного самоуправления. Произойдет еще большее отчуждение населения города от власти.  

Отвечая на вопрос: почему именно сейчас возникла нужда в изменении закона, Андрей Лабыгин заявил, что в марте истекают полномочия Виктора Кондрашова, и, «предлагая свой законопроект, я хочу обезопасить город от избрания человека, который может оказаться некомпетентным в вопросах городского хозяйства».

С ним была согласна и Людмила Берлина:

– В сегодняшних весьма непростых условиях мы должны посмотреть, что нам нужно сделать в областном центре, а он – визитная карточка Иркутской области, чтобы поднять профессиональный уровень в управлении городским хозяйством. Администрацию города как исполнительно-распорядительный орган просто обязан возглавлять человек, хорошо знающий городское хозяйство, разбирающийся в дорожном строительстве и ЖКХ, умеющий вести диалог с предпринимательским сообществом и обеспечивать бюджетное строительство.

Борьба доводов и аргументов длилась более получаса. Большинством голосов (восемь против) законопроект был принят сразу в двух чтениях.

У каждого объекта энергетики должен быть хозяин

Тема правительственного часа, завершившего заседание сессии, была посвящена положению дел с регистрацией права муниципальной собственности на объекты энергетики и коммунальной сферы и передачей их в концессию или аренду.

Как рассказал заместитель областного министра жилищной политики и энергетики Александр Трифонов, приоритетной задачей является выявление бесхозяйных объектов, которых в области осталось не так много. Из 67 тыс. км высоковольтных и кабельных линий лишь 1050 км (1,6%) остаются без прописки, а из 16,2 тыс. трансформаторных подстанций бесхозяйными остаются 873 (менее 5%).

Отношения муниципалитетов к выявлению и регистрации объектов энергетики и коммунальной сферы проявляются по-разному. На сегодняшний день эта работа полностью завершена в четырех городах: Зиме, Усолье-Сибирском, Усть-Илимске и Бодайбо, а также в трех районах: Бодайбинском, Мамско-Чуйском и Баяндаевском. Еще 10 муниципальных образований планируют завершить регистрацию к середине 2015 года.

– Главная проблема, – отметил Александр Трифонов, – это, как правило, отсутствие технической документации, что затрудняет регистрацию права собственности. А для подготовки такой документации требуются немалые финансовые средства. Оформление лишь одного километра линии электропередач стоит, например, 60 тыс. рублей, а оформление в собственность одной трансформаторной подстанции обойдется более чем в 40 тыс. рублей.

Зачастую МО идут по пути передачи объектов в аренду, чтобы оплатить разработку техдокументации и потом на законных правах передать ее теплоснабжающей или электросетевой организации. С помощью конкурсов уже заключено 194 долгосрочных договора и 19 концессионных соглашений. По договорам передано в управление 2,5 тыс. объектов энергетики и коммунальной сферы, а по концессионным соглашениям – 732 объекта.

Постановление, которое приняло ЗС по итогам правительственного часа, рекомендует правительству области рассмотреть возможность предоставления местным бюджетам ассигнований для оформления в муниципальную собственность объектов энергетики и коммунальной сферы. А самим муниципалитетам рекомендовано принять комплекс мер, направленных на выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, и их постановку на учет.