26.12.2014 16:45
Рубрики
Экономика
Теги
26.12.2014 16:45

Расширение ВСТО - стратегия государственной важности

Мощность первой очереди трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан увеличилась до 58 млн тонн нефти в год

В городе Братске Иркутской области был дан старт запуску трех новых нефтеперекачивающих станций (НПС), построенных в рамках проекта расширения первой очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Ввод в эксплуатацию этих объектов позволил нарастить пропускную способность первой очереди ВСТО-1 до 58 млн тонн нефти в год. В результате возрастет объем экспорта российской нефти на перспективный Азиатско-Тихоокеанский рынок, будут выполнены российско-китайские договоренности об увеличении с 1 января 2015 года поставок нефти в Китай до 20 млн тонн в год.

«Мы делаем Россию сильнее»

Под звуки гимна «Транснефти» в Братском территориально-диспетчерском пункте генеральный директор ООО «Транснефть – Восток» Виктор Бронников произвел дистанционный запуск новых производственных объектов – НПС № 11, 15 и 19, расположенных в Республике Саха (Якутия). В торжественной церемонии открытия новой страницы истории нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан приняли участие президент ОАО АК «Транснефть» Николай Токарев, заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, вице-президенты АК «Транснефть» Алексей Сапсай, Павел Ревель-Муроз и Михаил Маргелов.

По окончании запуска новых объектов, президент ОАО «АК «Транснефть» Николай Токарев подчеркнул, что запуск в эксплуатацию сразу трех нефтеперекачивающих станций является знаковым не только для нефтепроводной отрасли, которая позволяет освоить и обустроить новые месторождения нефти Восточной Сибири, но и для регионов прохождения ВСТО, где «Транснефть» развивает социальную инфраструктуру, создает дополнительные рабочие места, платит налоги.

– Мы гордимся тем, что результаты нашего труда делают Россию сильнее. Запуск новых объектов программы расширения ВСТО – это труд каждого без исключения, всего коллектива компании «Транснефть». Нам удалось сегодня сделать главное – обеспечить диверсификацию экспортных направлений, независимость от стран-транзитеров, – заявил он.

Замглавы Минэнерго РФ Кирилл Молодцов поздравил работников ОАО «АК «Транснефть» от лица министра энергетики РФ Александра Новака: «Пусть данное событие станет яркой страницей в истории вашего коллектива и очередной ступенью в рамках выполнения планов компании. Рассчитываю на столь же успешную реализацию инвестиционных проектов по расширению трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, стратегически значимых для России».

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко отметил, что значение трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан сложно переоценить.

– С приходом трубопровода существенно изменилось состояние экономики региона, увеличились налоговые доходы бюджета, появилась возможность развивать нефтегазовую промышленность, использовать наш богатый научный, производственный и человеческий потенциал, – сказал глава Приангарья.

Сергей Ерощенко отметил, что трубопровод, проходящий по территории Приангарья, позволяет разрабатывать не только крупные, но и малые месторождения нефти. Дальнейшее расширение ВСТО будет способствовать развитию северных территорий региона, наращиванию промышленного потенциала, обеспечит новые рабочие места, дополнительные инвестиции и доходы в региональный бюджет.

Николай Токарев поблагодарил губернатора Иркутской области за содействие в реализации проекта и отметил, что компания намерена продолжить активно взаимодействовать с регионом в рамках соглашения, которое будет подписано в ближайшее время.

– Мы будем участвовать в строительстве дорог, объектов здравоохранения, спортивных комплексов и другой необходимой инфраструктуры. В этом году уже профинансированы реконструкция детского сада и строительство детского травматологического центра в Братске, – отметил глава компании.

Также он напомнил, что в течение пяти лет компания планирует построить еще 10 НПС, и шесть из них – в Иркутской области. В итоге объем налоговой отдачи в бюджет региона увеличится с 4,5 млрд до 11 млрд рублей.

Президент ОАО «АК «Транснефть» подчеркнул, что три новых станции, запущенные сегодня, строились в непростых условиях. К примеру, НПС № 19 возведена на скальном грунте, НПС № 15 – на вечной мерзлоте, были серьезные проблемы и с доставкой груза по причине обмеления реки Лены.

– Несмотря на трудности, все состоялось, все получилось. И я надеюсь, что наши дальнейшие планы тоже будут успешно реализованы. Так держать! – обратился к сотрудникам компании Николай Токарев и выразил благодарность специалистам за личный вклад в дело расширения первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан.

Мощность ВСТО достигнет 80 млн тонн

После торжественной церемонии запуска новых производственных объектов ВСТО-1 Николай Токарев ответил на вопросы журналистов. Президент ОАО «АК «Транснефть» сообщил, что в 2017 году компания доведет мощность первой очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан до 70 млн тонн нефти в год. Мощность ВСТО-2 к этому времени будет составлять 39 млн тонн в год.

Общее количество нефтеперекачивающих станций достигнет 27 единиц, объем резервуарного парка – 1,9 млн куб. метров. Уже к концу 2019 года мощность системы ВСТО-1 достигнет 80 млн тонн, ВСТО-2 – 50 млн тонн.

Он отметил, что ОАО «АК «Транснефть» подтвердила техническую возможность прокачки через порт Козьмино (конечная точка системы ВСТО, расположенная в Приморском крае) дополнительных 5 млн тонн нефти для Китая в рамках межправительственного соглашения.

По словам Николая Токарева, восточное направление, несмотря на ценовые изменения, остается премиальным, и все нефтяные компании, которые поставляют углеводородное сырье в этом направлении, хотели бы сохранить свое присутствие в ВСТО. Порт Козьмино на сегодняшний день располагает мощностями по перевалке 30 млн тонн в год. В 2014 году на экспорт через Козьмино планируется направить 24,4 млн тонн нефти. Увеличивать мощности Козьмино «Транснефть» пока не планирует.

Что касается отвода от ВСТО нефтепровода Сковородино – Мохэ, то по нему Китай будет готов увеличить прием нефти из РФ только через два года, хотя «Транснефть», согласно договоренностям, уже сегодня увеличила мощности нефтепровода. В настоящее время дополнительные 5 млн тонн нефти китайская сторона намерена получать в Козьмино. Между тем ОАО «АК «Транснефть» не планирует сокращать инвестиционную программу компании.

Николай Токарев напомнил, что ранее правительство рассмотрело инвестпрограмму «Транснефти», а также программу технического перевооружения и капитального ремонта. Объем инвестпрограммы составил более 500 млрд рублей, а программы техперевооружения – более 1,4 трлн рублей. В правительстве была также защищена расширенная инвестпрограмма до 2020 года. Объем инвестиций сохранен.

Компания рассчитывает, что дивидендные выплаты по привилегированным акциям тоже сохранятся на текущем уровне – 10% от чистой прибыли. Президент «Транснефти» отметил, что за переход на выплату дивидендов в размере 25% от прибыли по МСФО, в частности, выступают акционеры-миноритарии. В этом случае выплаты будут кратно больше, что сложно увязать с реализацией масштабной инвестпрограммы ОАО «АК «Транснефть». На сегодняшний день компания не планирует менять устав в части выплаты дивидендов.

Украинский трубопровод могут закрыть

Отвечая на вопрос о ситуации вокруг нефтепродуктопровода на Украине, Николай Токарев сообщил, что ОАО «АК «Транснефть» готово прекратить работу ДП «ПрикарпатЗападтранс» (входит в структуру «Юго-Запад транснефтепродукт»). Он подчеркнул, что в течение последних двух лет работу этого дочернего общества осложняют не только постоянные претензии украинской стороны, касающиеся права собственности на нефтепродуктопроводную систему, но и то, что компания несет значительные потери, связанные с несанкционированным отбором дизтоплива из нефтепродуктопровода. Ежегодно они составляют порядка 67 млн евро.

Президент ОАО «АК «Транснефть» напомнил, что вдоль трассы нефтепродуктопровода длиной в 1,5 тыс. км расположено порядка 200 АЗС. Ежегодно ОАО «АК «Транснефть» вынуждено закупать до 1,5 тыс тонн дизтоплива, чтобы покрыть потери похищенного дизтоплива из нефтепродуктопровода.

Николай Токарев также отметил как нежелательные реверсные поставки черного золота по нефтепроводу Баку – Новороссийск. Сегодня это нецелесообразно с экономической и политической точек зрения. Так, в случае реверса нефть ОАО «НК «Роснефть», минуя Новороссийский порт, будет поставляться на переработку на НПЗ в Баку, в то же время азербайджанские партнеры предоставляли бы такой же объем нефти, но уже на турецкой территории в порту Джейхан. «Роснефть» забирала бы объемы в Джейхане по короткому транспортному плечу и поставляла бы на свои заводы в Италии. Таким образом, мимо Новороссийска в Баку поставлялось бы 5 млн тонн нефти. Соответственно, нефтепровод, по которому сегодня в Махачкалу прокачивается нефть Казахстана, Туркмении и ОАО «Лукойл» в объеме более 6 млн тонн, была бы остановлена.

– Минус 7 млн тонн, которые шли в Новороссийск, и еще минус 5 млн тонн, которые пошли бы мимо Новороссийска в Баку. 12 млн тонн Новороссийск бы не получил. То есть, мы бы загрузили НПЗ в Баку, но сократили бы объемы загрузки нашего отечественного порта в Новороссийске на 12 млн тонн, – констатировал глава «Транснефти».

Кроме того, как сообщил Николай Токарев, в рамках поручения руководства страны ОАО «АК «Транснефть» в ближайшее время приступит к процессу переориентации поставок 5,5 млн тонн нефтепродуктов из прибалтийских портов в порты РФ. Для переориентации указанного объема не потребуется дополнительных финансовых затрат и технических мероприятий.

Глава компании подчеркнул, что в дальнейшем речь будет идти о равнодоходности, производители должны быть заинтересованы в прокачках в российские порты. Речь идет о переориентации поставок не только в порт Приморска, но и в порт Новороссийска. При этом он пояснил, что трубопроводные поставки в Новороссийск увязаны с железнодорожными тарифами. В связи с этим необходимо сделать железнодорожный тариф от ЛПДС «Никольское» до Новороссийска более привлекательным, одновременно со стороны ОАО «АК «Транснефть» для грузоотправителей будет улучшена экономическая составляющая портовых услуг. В этом случае 5–6 долларов выгоды, которые сегодня дает Венспилс (морской порт в Латвии), можно будет получить и в Новороссийске.

«Транснефть» выполняет обязательства

Николай Токарев рассказал и о перспективных проектах компании. В частности, ОАО «АК «Транснефть» получило новое обращение от ОАО «НК «Роснефть» по вопросу строительства отвода от нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан на Комсомольский НПЗ. Предложение ОАО «НК «Роснефть» будет рассмотрено с учетом имеющейся инвестиционной программы. При этом «Транснефть» сможет подключить Комсомольский НПЗ к ВСТО не раньше, чем через три года. «Роснефть» будет поставлять до 8 млн тонн нефти в год в систему магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» для поставок на Комсомольский НПЗ.

В настоящее время большая часть нефти доставляется туда железнодорожным транспортом. Строительство трубопровода позволит обеспечить стабильность и безопасность поставок. Все работы будут осуществляться в рамках реализации системной долгосрочной политики ОАО «АК «Транснефть» по развитию системы магистральных нефтепроводов, Генеральной схемы развития нефтяной отрасли Российской Федерации, а также масштабной модернизации нефтеперерабатывающих предприятий ОАО «НК «Роснефть», направленной на увеличение объемов производства высококачественной продукции.

Говоря о реализации другого стратегического проекта – строительства нефтепровода Заполярье – Пурпе, президент ОАО «АК «Транснефть» сообщил, что работы идут в графике. Новый нефтепровод необходим для дальнейшего развития трубопроводной системы Заполярье – Пурпе – Самотлор. Особенностью строительства является последовательное введение участков нефтепровода Заполярье – Пурпе в направлении с юга на север по мере готовности нефтяных компаний к сдаче необходимых объемов сырья в систему «Транснефти». После ввода нефтепровода Заполярье – Пурпе добыча нефти может вырасти в 2,5 раза, с 24 млн тонн в год до 60 млн тонн.

Заполярье – Пурпе – это второй отрезок нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор протяженностью около 500 км. Он позволит подключить новые районы нефтедобычи Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края к магистральной системе нефтепроводов «Транснефти», то есть к нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан.

Николай Токарев отметил, что этот трубопровод будет заполнен не менее чем на 25 млн тонн нефти, но подчеркнул: в результате изменения нефтяными компаниями сроков и объемов сдачи углеводородного сырья в нефтепровод ОАО «АК «Транснефть» понесет убытки. Президент компании отметил, что объекты нефтепровода Заполярье – Пурпе введут в эксплуатацию в установленный срок, однако они будут простаивать, что повлечет дополнительные расходы для ОАО «АК «Транснефть».

В рамках пресс-конференции журналисты заинтересовались экологической политикой компании. Николай Токарев заверил, что «Транснефть» ориентирована на самые современные, обеспечивающие экологическую безопасность, технологии. В частности, порт Приморск в Ленинградской области соседствует со скандинавскими странами, соответствие его экологическим нормам проверялось регулярно представителями различных государств, но сейчас такие визиты практически сошли на нет – соседи убедились, что компания использует современные технологии, позволяющие сохранять чистоту природы.

Еще один пример – порт Козьмино. В его штат включены специалисты-ихтиологи, которые разводят под нефтеналивными причалами колонии моллюсков. Есть там и мидии, и морской гребешок, способный жить только в идеально чистой воде. В прошлом году в порту побывали 183 представителя Японии, которые хотели знать, как там обстоят дела с выполнением экологических требований. Активно размножающиеся и прекрасно себя чувствующие морские гребешки убедили зарубежных гостей в том, что с экологией в «Транснефти» все в порядке. В своей работе ОАО «АК «Транснефть» руководствуется принципом безусловного выполнения российского законодательства и международных стандартов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Компания успешно реализует крупные инфраструктурные проекты, используя новейшие технологии обеспечения экологической безопасности. Все дочерние организации компании строго придерживаются утвержденной экологической политики, которая, в частности, подразумевает регулярное проведение учебно-тренировочных занятий при содействии специалистов в области экологической безопасности и рационального природопользования. Сотрудники организаций системы ОАО «АК «Транснефть» – постоянные участники разнообразных мероприятий экологической направленности, среди которых экологические аудиты и мониторинг окружающей среды, субботники, высадка деревьев, поддержание популяций редких животных и многое другое.

Справка


Трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан была построена в соответствии с распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2004 года. Цель проекта – обеспечение транспортировки нефти месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока на российские НПЗ и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через порт Козьмино. Кроме того, по ответвлению Сковородино – Мохэ ведутся поставки нефти в КНР.

Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами ОАО «АК «Транснефть» и входит в единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях. К 2020 году ОАО «АК «Транснефть» планирует нарастить мощность ВСТО-1 до 80 млн тонн в год, а ВСТО-2 – до 50 млн тонн в год. Это позволит не только увеличить объем экспорта нефти в страны АТР, но и обеспечить черным золотом как существующие, так и планирующиеся к строительству перерабатывающие мощности в регионе.