Бизнес на бесплатном сырье

В регионе будут выделять гранты на переработку ягод и грибов

Занимаешься переработкой ягод и грибов – получи грант. Министерство экономического развития Иркутской области приступило к разработке порядка предоставления такой поддержки. Деньги можно будет потратить непосредственно на заготовку, приобретение оборудования для переработки, аренду площадей и даже на транспортные расходы.

Перспективы развития сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Иркутской области обсудили на круглом столе в рамках выставки «Агропромышленная неделя». Эта тема поднималась в марте текущего года на заседании общественного совета при Законодательном Собрании. Тогда отмечалось, что средний объем заготовки по области составляет 505 тонн дикорастущего сырья, из них 120 тонн березового сока, 268 тонн кедрового ореха, 3 тонны грибов, 120 тонн ягод. В прошлом году было заготовлено всего 147 тонн дикоросов. Между тем старожилы помнят, как раньше, в советское время, в Приангарье заготавливали до 1,5 млн тонн кедрового ореха, около 300 тонн грибов, несколько сот тонн ягод.

– Факт в том, что Иркутская область совершенно не занимается дикоросами, – отметил замминистра сельского хозяйства региона Александр Кириленко. – В Сибири есть территория, которую можно ставить всем в пример, – это Томская область. У них три года назад была разработана отдельная программа по развитию сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья, благодаря которой отрасль развивается.

Как выяснилось, у нас тоже есть программы, которые могут помочь предпринимателям и производителям заняться переработкой дикоросов. Начальник управления развития предпринимательства областного минэкономразвития Регина Ходоева напомнила о программе по поддержке бизнеса до 2018 года. В ее рамках предоставляются субсидии по разным направлениям. Например, товаропроизводитель может компенсировать 50% затрат на приобретение оборудования (но не более 3 млн рублей).

– В этом году конкурс уже проведен, победители станут известны в ноябре, – продолжила Регина Ходоева. – Среди предприятий, подавших заявку, есть и те, которые занимаются переработкой дикоросов. Оказывается грантовая поддержка моногородам, которая может направляться, в том числе, и на поддержку переработчиков дикорастущего сырья.

Специалист минэкономразвития добавила, что на 2017 год запланирована грантовая поддержка предприятий, работающих с дикоросами, в размере 2 млн рублей (каждому победителю конкурса будет оказана финансовая помощь в пределах 500 тыс. рублей).

– Изучаем опыт других регионов, – говорит Регина Ходоева. – В Республике Бурятия есть хороший опыт по введению сертификатов на продукцию сельхозпроизводителей – картофель, свеклу и морковь. Почему бы подобное не сделать на продукцию из дикоросов? В целом же прорабатываем возможность выдачи грантов на следующие направления: непосредственно на заготовку дикоросов, на оборудование, аренду площадей, транспортные расходы. Нужна обратная связь, чтобы учесть все потребности предпринимателей и заложить их в программу для оказания целевой поддержки.

Участники круглого стола предложили создать сельскохозяйственный кластер, который объединит производителей. Однако Александр Кириленко остудил пыл, заметив, что сегодня есть форма кооперации, которая хорошо поддерживается на региональном и федеральном уровнях – это потребительский кооператив. В области зарегистрировано порядка 200 таких структур, из них реально работает чуть больше 100. Между тем предприятия потребительской кооперации могут рассчитывать на получение грантов.

Начальник отдела малых форм хозяйствования регионального минсельхоза Юрий Романкевич сообщил, что финансовая поддержка в данном случае составляет не более 15 млн рублей. Выделяются средства из федерального и областного бюджетов при условии софинансирования.

– Данная программа работает с 2016 года, – говорит он. – Гранты выиграли девять кооперативов, средняя сумма финансовой поддержки – 12 млн рублей. Кстати, одно из основных условий получения гранта – это создание дополнительных рабочих мест.

Так что предприниматели могут смело объединяться в потребкооперативы, скупать дикорастущее сырье у населения, организовывать его хранение и переработку, получив поддержку государства. Правда, жители области отмечают, что в последние годы количество ягод, грибов и орехов значительно снизилось. Заведующий кафедрой прикладной экологии и туризма Иркутского аграрного университета им. А.А. Ежевского Сергей Музыка объяснил это несколькими факторами. В первую очередь лесными пожарами и увеличением объемов лесозаготовок.

Александр Кириленко поинтересовался, есть ли в Иркутской области методика мониторинга дикоросов наподобие той, которая разработана в аграрном университете для подсчета диких животных. Сергей Музыка ответил, что методику несложно адаптировать под дикоросы, но для этого необходимо проводить масштабные исследования.

– Такая методика пригодилась бы для переработчиков дикоросов, чтобы знать, где и что будет расти через несколько лет, – подчеркнул замминистра. – В данном случае они могли бы строить планы на долгосрочную перспективу.

Поднималась на круглом столе и проблема правового характера. Дело в том, что сегодня Лесной кодекс разрешает заготовку дикоросов только на арендованных для этих целей лесных участках. Населению же запрещается собирать ягоды, грибы и орехи на продажу – только для своих нужд.

– К сожалению, рынок дикоросов Иркутской области, когда-то обеспеченный развитой инфраструктурой заготовительных кооперативов, долгое время приходил в упадок, его развитию не уделялось должного внимания. Как следствие, сегодня сбор, переработка и сбыт природного сырья затруднены для населения многими проблемами, – прокомментировал вице-спикер областного парламента, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров. – Производства по переработке дикоросов должны в перспективе занимать в экономике нашего региона значимое место. Депутаты, со своей стороны, готовы рассматривать различные варианты поддержки соответствующих проектов, в том числе и на законодательном уровне.