За дорогой следят в 89 глаз

В Иркутске есть место, откуда видны все главные дороги области. И располагается оно не на вершине горы, а в здании на улице Бабушкина. Сюда, в Центр управления производством ФКУ Упрдор «Прибайкалье», днем и ночью стекается информация с 89 видеокамер, установленных на трех федеральных трассах протяженностью в полторы тысячи километров.

– Первая картинка поступает с видеокамеры, которая стоит в Тайшетском районе, в двух километрах от границ с Красноярским краем, – рассказал и.о. начальника отдела эксплуатации автодорог ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Виктор Цишковский, стоя у мониторов, занявших целую стену. – Обычно оттуда, с северо-запада, к нам идет вся погода. Как только замелькали на экране первые снежинки, всем дорожным службам объявляется повышенная готовность.

– А если снегопад разразился ночью, как разглядишь?

– Темнота не помеха, камеры могут работать в инфракрасных лучах. Где есть возможность, мы ставим их рядом с лампами дневного освещения. На трассе «Сибирь», пересекающей область с запада на восток, они установлены через каждые двадцать километров. На трассе «Вилюй» они стоят пореже – через тридцать километров.

– Это самая сложная автотрасса для обслуживания?

– Я бы не сказал. На ней интенсивность движения много меньше. Участок от Тулуна до Братска еще загружен, в сутки проходит до 4–15 тыс. автомобилей, а дальше, особенно от Усть-Кута, – сотни. В отличие от остальных дорог, где зимой движение ослабевает, там, напротив, усиливается – идет зимний завоз в Якутию. Самая сложная для нас, да не только для нас, но и автомобилистов, это, конечно, федеральная трасса «Байкал».

– Но вы обслуживаете лишь ее кусочек – всего каких-то 85 километров.

– Но каких километров! На них приходится перевал с перепадом высот в 500 метров. Если на равнине просто снег идет, то на перевале непременно – снегопад. Чтобы точнее отследить ситуацию, мы поставили видеокамеры через каждые десять километров. Можно сказать, одна заглядывает через плечо другой.

– Видеть это, конечно, хорошо, но вы же не можете командовать погодой, остановить снегопад?

– Погодой командовать не можем, а вот дорожной техникой – в наших силах. У нас есть специальная программа, показывающая на мониторе расположение всех 220 спецмашин пяти наших подрядных организаций. Где они стоят или куда движутся, причем в режиме реального времени. Возникает сложная ситуация – мы моментально связываемся с водителем и направляем в нужное место для очистки проезжей части или обработки ПГМ.

– ПГМ – это песок и соль?

– Соль в чистом виде мы не используем, она идет в составе смеси с песком-отсевом, не больше 20%.

– А вдруг зима выдастся многоснежной, и к весне вся подсыпка закончится?

– Такого еще ни разу не случалось. Как правило, ПГМ запасается с избытком, и весь до конца не используется. Но случись нехватка, его запасы всегда можно пополнить. У всех наших дорожных служб есть дробильно-сортировочные комплексы, которые работают и зимой.

– У вас есть право закрыть какой-то участок трассы ввиду сложных погодных условий?

– Этим правом, согласно приказу Минтранса, располагаем мы и ГИБДД. Обычно мы вместе согласовываем это решение. Безопасность движения, как вы понимаете, прежде всего. В связи с этим уже в октябре мы перекрывали движение на трассе «Байкал» со стороны Мот и Култука на 40 минут, чтобы дать возможность снегоочистительной технике беспрепятственно привести дорогу в порядок. И то эти ограничения касались только большегрузного транспорта.

– Вам хорошо: сидите у мониторов и знаете всю дорожную обстановку, а каково водителям? Они ведь не ведают, что творится впереди.

– Картинку с наших мониторов может увидеть любой желающий. Достаточно зайти на наш сайт www.irkroad.ru, и любой участок предстанет перед вами в реальном режиме времени.

– Много денег вкладывается ежегодно в ремонт и реконструкцию федеральных трасс. Это дает какие-то положительные результаты?

– Действительно, строятся дополнительные полосы движения, особенно на затяжных подъемах, расширяется проезжая часть, спрямляется профиль, улучшается само покрытие. Его, кстати, контролирует 51 автоматизированная метеостанция. Датчики вмонтированы прямо в дорожное покрытие, передавая его состояние. Все это, несомненно, улучшает безопасность движения.