31.05.2017 05:55
Рубрики
Культура
Фото
kinopoisk.ru
Фото:
kinopoisk.ru
31.05.2017 05:55

«Жизнь Кабачка» и другие мультфильмы

Большой фестиваль мультфильмов в Иркутске в очередной раз доказал, что российская анимация продолжает динамично развиваться. Правда, большинство новых фильмов не увидишь на киноэкранах: в прокат попадают только коммерческие проекты, рассчитанные на массовую аудиторию. Лучшие полнометражные и короткометражные мультфильмы со всего мира, вышедшие в последние два года, иркутяне могли посмотреть в Доме кино. Фестиваль проходил с 25 по 31 мая при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

– Большой фестиваль мультфильмов проводится в Иркутске уже третий год, и мы видим, что интерес к российской и зарубежной анимации сегодня растет, – считает организатор, главный администратор Большого фестиваля мультфильмов Дмитрий Шлепнев. – Мы стараемся поддерживать его, показывая самую лучшую отечественную анимацию, а также интересные зарубежные фильмы, которые не купили для показа в нашей стране, или они еще не вышли в прокат. Кроме того, мы знакомим иркутян с аниматорами, которые на фестивале проводят свои мастер-классы.

Открыл фестиваль 25 мая французско-швейцарский кукольный мультфильм – номинант на Оскар «Жизнь Кабачка» Клода Барраса. Иркутские зрители увидели его одними из первых в России, за неделю до его официального старта в прокате. Фильм рассказывает о непростой жизни подростка по прозвищу Кабачок, который после смерти матери попал в детский дом. Несмотря на остросоциальный подтекст, мультфильм ориентирован, прежде всего, на детскую аудиторию, он снят с юмором и оптимизмом. Есть у проекта и русский след – все рисунки юного художника Кабачка, с помощью которых он добился признания сверстников, создала молодой петербургский иллюстратор и режиссер Олеся Щукина. Во время съемок фильма она училась во Франции.

Программа фестиваля традиционно состоит из нескольких блоков. Взрослый блок включает в себя «Премьеры» – новейшие российские мультфильмы, «Победители» – ленты, получившие призы крупных международных фестивалей. В него также вошли две противоположные по настроению спецпрограммы. Первая «Мультфильмы со смехом» – сборники комедий, в которых представлен весь диапазон анимационного юмора от простых незамысловатых гэгов до тонкого философского абсурда. Дополняет эти сборники программа «Мультфильмов-иллюзий», демонстрирующая профессиональный юмор. Вторая спецпрограмма представила специфический жанр «Документальной анимации».

– Этот вид анимации динамично развивается последние пять лет, и за это время интерес к нему постоянно растет, ведь, оказалось, что это удобный инструмент для исследования современной реальности, – рассказал Дмитрий Шлепнев. – Среди интересных работ в этой программе – фильм шведского режиссера Юноса Оделла «Никогда, как в первый раз». Это четыре истории о первом сексуальном опыте, за которые автор уже получил «Золотого медведя». Есть фильмы, сделанные по интервью, истории о различных зависимостях, воспоминания или просто иллюстрации к свежим газетам. Здесь мы постарались представить все возможности и выразительные средства документальной анимации.

Для детей и семейной аудитории фестиваль представил программу, составленную из сборников современных российских мультфильмов студии «Пчела», и короткометражек, созданных на обновленном «Союзмультфильме». Показы посвящены юбилею этих студий. В традиционный «Утренник сериалов» для самых юных также вошли новые эпизоды из известных мультипликационных проектов: «Маша и медведь», «Фиксики», «Малышарики», «Лунтик», «Ми-ми-мишки», «Три кота» и других.

Еще один полнометражный фильм «Луиза зимой» – классика французской анимации Жана-Франсуа Лагиони показали на фестивале 27 мая. Он исследует проблему старения и одиночества пожилого человека с неожиданного ракурса. Луиза, главная героиня картины, в преклонном возрасте заново открывает для себя мир. Картина рассказывает о старушке, опоздавшей на последний поезд, увозящий дачников в город. Она вынуждена одна жить в опустевшем приморском городке. Луиза разбивает лагерь на берегу, а ее единственным товарищем становится старая собака. Взамен уходящей памяти о сиюминутных событиях к Луизе приходят забытые воспоминания о детстве.

Большой интерес иркутян традиционно вызвали мастер-классы. Мастерскую по перекладной анимации провела художник Наталья Березовая, известная по мультфильму «Моя жизнь», и сериалов про поросенка. Она предложила участникам мастер-класса снять новую серию с этим героем. В процессе работы они создавали марионетки главных героев, придумывали свою историю, а потом анимировали и озвучили мультфильм.

Мастер-класс в необычной технике пиксиляции провел режиссер-мультипликатор Михаил Солошенко.

– Обычно все думают, что пиксиляция – это что-то, связанное с пикселями, – объяснил он. – На самом деле это название от английского слова pixy, которое переводится как «странный и причудливый». Это техника покадровой съемки человека, при которой он начинает двигаться странным образом.

В последний день фестиваля иркутяне увидели два сборника лучших анимационных комедий на любой вкус: мрачные шутки с летальным исходом, утонченный абсурд, не лишенный философского подтекста, и простую незамысловатую историю.