Не учить, не лечить, не судить

В школе каждый ребенок и взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты в роли обидчика, жертвы или свидетеля. Чтобы легко решать такие вопросы, в школе села Мамоны была создана служба медиации – примирения. К проекту присоединились еще восемь школ Иркутского района.

Медиация – это альтернативный способ урегулирования споров. Выход из конфликта ищут и находят сами спорщики, а медиатор выступает не как посредник или судья, а как помощник, который способствует диалогу.

– Школьная служба примирения – это команда взрослых кураторов и подростков медиаторов, прошедших курс подготовки, – рассказывает школьный психолог Татьяна Туйманова. – Задача – разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом, снизить уровень агрессивности в школьном сообществе. Один из постулатов медиатора – «Не учить, не лечить, не судить».

Служба медиации в Мамоновской школе создана недавно. Один из инициаторов – педагог дополнительного образования Наталья Парфентьева.

– Мы проводим тренинги с юными медиаторами, где обсуждаем школьные конфликтные случаи, пути их разрешения. Чтобы выявить причины конфликтов, случаи жестокого обращения, чтобы узнать, кому из педагогов дети могут доверять, проводим анонимное анкетирование. Мы ищем союзников там, где это только возможно, – рассказывает она.

Заседание школьной службы примирения проходит один раз в неделю. Приемам медиации обучены школьники-волонтеры. Сегодня уже они вместе со взрослыми ведут практические занятия по урегулированию школьных конфликтов.

– Благодаря медиаторам мы убедились, что любой конфликт можно решать без драк. «Только глупый с дураками спор решает кулаками», – цитирует старшеклассник Егор Лебедюк.

2C3A9217Школьная медиация также способствует профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций. Деятельность медиаторов строится на принципах добровольности, конфиденциальности, нейтральности.

Информацию о школьных конфликтах члены службы получают от учащихся и педагогов.

– Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы примирения в каждом отдельном случае. Мы можем воспользоваться услугами социального педагога и представителей родительской общественности, – рассказывает Татьяна Туйманова. – Участник конфликта всегда может надеяться на сопровождение медиаторов до окончательного решения проблемы.

Большая роль отводится самим юным медиаторам. Из 460 учеников школы 15 старшеклассников обучились медиаторскому мастерству.

– Детям важно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Однако медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Роль детей-медиаторов заключается в том, чтобы помочь своим сверстникам с наименьшими потерями разрешить разногласия, – пояснила Татьяна Туйманова.

Какие же конкретно спорные моменты приходилось решать юным медиаторам?

– По школе была запущена сплетня, сильно обидевшая одного парня. И мы разыгрывали эту сцену, моделировали ситуацию, чтобы участники конфликта посмотрели на все иными глазами, – рассказал ученик девятого класса Кирилл Попов. – В итоге все помирились и простили друг друга.

Есть у медиаторов и другие успехи. Так, родители одного из учеников с девиантным поведением хотели забрать его из школы. Медиаторы, подключившиеся к ситуации, разрешили ее благополучно. Парень остался в школе, учится, пересмотрел свое поведение.

Старшеклассница-волонтер Сима Мустафаева рассказывает, что обучение приемам медиации помогло ей наладить отношения с подругой и внутри семьи.

– Благодаря занятиям в школе медиации я учусь, как правильно строить диалог, как правильно слушать, задавать вопросы. Возможно, в будущем и сама изберу профессию психолога, – поделилась старшеклассница Валерия Анисина.

В будущем школьная служба медиации будет взаимодействовать с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, КДН.