Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

«Золотой петушок» на современный лад поставили на фестивале русской оперы в Тальцах

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Царь Дaдон на велосипеде и Шамаханская царица с пистолетом. Премьера оперы «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» преподнесла зрителям немало сюрпризов. Спектакль завершил первый фестиваль русской оперы в Иркутске, который прошел при поддержке правительства Иркутской области.

В прошлом году мы поставили оперу «Царская невеста» под открытым небом в «Тальцах», здесь же был балет «Лебединое озеро» на фоне Ангары, и после этих мероприятий получили множество теплых отзывов от зрителей, – отметил губернатор Сергей Левченко. – Но наша цель не только проводить такие яркие мероприятия, но и создать оперу и балет в Иркутской области. В планах – постановка оперы «Риголетто» и, конечно, продолжение фестиваля русской оперы в следующем году.

Из-за дождя спектакль перенесли с 17 на 18 августа. К счастью, в воскресенье обошлось без осадков, поэтому зал под открытым небом был полон. Губернаторский симфонический оркестр вне стен филармонии звучал отлично, а звездный состав солистов представил зрителям настоящее шоу.

«Золотой петушок» всегда современен, – считает художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра и дирижер-постановщик оперы Илмар Лапиньш. – Мы привнесли в постановку некоторые реалии сегодняшнего для, чтобы современный зритель еще больше проникся замыслом автора.

Декорации на сцене в виде имитации высоких витражей и убранства белокаменных царских палат создал главный художник Иркутского академического драматического театра Александр Плинт. Их удачно дополняли купола и стены Илимского острога. Эффектные костюмы, которые придумала художник этого же театра Оксана Готовская, оказались весьма неожиданными. Так, женская часть камерного хора Иркутской областной филармонии была одета в халаты с полотенцами в виде чалмы на голове, а мужская половина облачена в пижамы. Царь Дaдон, его сыновья и их жены тоже были в халатах, но более нарядных. Роскошные же костюмы Звездочета, Шамаханской царицы, ее свиты и Золотого петушка отсылают нас скорее к стилю «Великого Гэтсби».

Режиссером-постановщиком оперы выступила лауреат премии IV Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (Москва) Елизавета Корнеева. Она постаралась осовременить постановку, введя в нее предметы из нашей эпохи и даже элементы массовой культуры. И фастфуд, которым ключница кормит царя и армию, и велосипед, на котором царь Дaдон отправляется на войну, – все это выглядит невинным баловством до второго акта.

После антракта в шатре Шамаханской царицы зрители увидели царевичей и армию в очках виртуальной реальности, которая, по мнению режиссера, все больше засасывает современных людей, и в конце концов, убивает героев. Потом роковая красавица надевает на царя наушники и поет свою арию, а он исполняет танец из песни «Skibidi» группы Little Big. После этого в спектакле даже возникли элементы политической сатиры в виде пародии на бывшего президента России Бориса Ельцина, ведь многие исследователи творчества Александра Пушкина утверждают, что «Золотой петушок» – это политическая сатира в чистом виде. Однако авторы спектакля хорошо проработали и другую линию – женского коварства, с помощью которого без армии можно завоевывать государства, ведь Шамаханская царица в этот день, кажется, заворожила своим голосом не только царя, но и зрителей.

В финале спектакль превратился в настоящее шоу, когда царь Дaдон в белой мастерке, вместе молодой невестой, въехал в зрительный зал на ретро-автомобиле в сопровождении байкеров клуба BAIK.ALL. Трагическая развязка сюжета тоже произошла с участием очков виртуальной реальности. В финале зрители аплодировали артистам стоя, ведь большинству очень понравился этот необычный спектакль.

Людям, кому чужды такие новшества, можно было просто закрыть глаза и наслаждаться безупречным и вполне классическим звучанием оркестра и волшебными голосами солистов. Ведь роль царя Дaдона в спектакле исполнил бас Алексей Тихомиров из Московского театра «Геликон-опера», царевича Гвидона – тенор Савва Хастаев из академии молодых оперных певцов Мариинского театра, царевича Афрона – баритон Желько Андрич из Сербской национальной оперы, воеводы Полкана – бас Владимир Комович из Большого театра России, Звездочета – тенор Михаил Серышев из «Геликон-оперы», ключницы Амелфы – сопрано Ксения Вязникова из «Геликон-оперы», Шамаханской царицы – сопрано Лидия Светозарова из «Геликон-оперы», а Золотого петушка – Мария Тощева из Иркутской областной филармонии.

Я люблю хорошие голоса и знаю, что иркутская публика тоже их любит, – отметил Илмар Лапиньш. – Нигде в мире больше нет фестиваля русской оперы. Мы хотим, чтобы Иркутск стал немножко ярче в мировом контексте, наполняя нашу афишу такими необычными событиями.

Другие материалы
Реклама от YouDo