«Мы уходили на второй круг…»

Ночью 12 сентября пассажирский самолет L-410, летевший по маршруту Иркутск – Казачинское, совершил жесткую посадку в 4 км от места назначения. На его борту находились два члена экипажа и 14 пассажиров. Четверо погибли, остальные получили травмы. 15 сентября в Иркутской области объявлен Днем траура.

Самолет с бортовым номером RA-67042, потерпевший аварию около села Казачинское, выпущен в феврале 2014 года и имел сертификат летной годности до февраля 2023 года. Он эксплуатировался ООО «Аэросервис», которое базируется в Чите (ранее АК «Даурия»). Это небольшое авиапредприятие, располагающее 15 самолетами, из которых летает всего девять. В 2020 году авиакомпания приобрела ООО «Сибирская Легкая авиация» (авиакомпания «СиЛА»), и борта ООО «Аэросервис» стали совершать рейсы по маршрутам «СиЛы».

 

Помощь пришла вовремя

Большинство пассажиров оказались зажатыми в разрушенном корпусе воздушного судна, но одна женщина буквально чудом оказалось невредимой – Елена отделалась ушибами и сразу после эвакуации отказалась от госпитализации. Она позвонила по телефону и рассказала о случившемся.

– Благодаря ее звонкам удалось установить место авиакатастрофы. Моим решением сразу был создан оперативный штаб, который возглавил мэр района Сергей Валерьевич Швецов. На место вылетела санавиция с 10 врачами во главе с министром здравоохранения Яковом Сандаковым, – сообщил в соцсетях губернатор Игорь Кобзев.

Спасатели сработали максимально оперативно, в условиях густого тумана смогли быстро обнаружить воздушное судно и начать эвакуацию.

 

Эвакуация пострадавших

В Казачинско-Ленский район вылетели три бригады медиков. Десять человек, все специалисты высокого класса: травматолог, нейрохирург, опытные фельдшеры. Непосредственное руководство осуществляли министр Яков Сандаков и директор Иркутского областного Центра медицины катастроф Виктор Бучинский.

 

 

Иркутские врачи сразу же осмотрели пострадавших, определили, кому необходима дальнейшая эвакуация в областной центр. Самая тяжелая пациентка была прооперирована на месте, троих рейсом санитарной авиации доставили в Иркутск. По словам Якова Сандакова, пациенты хорошо перенесли перелет, находятся в стабильном состоянии. После подробной диагностики будет принято решение о необходимых оперативных вмешательствах и лечении.

Остальные семь пострадавших находятся в Казачинско-Ленской районной больнице в поселке Магистральный, им оказывается необходимая помощь. Одна пациентка в реанимации, ей сделали операцию, состояние оценивается как тяжелое, еще шесть – в хирургическом отделении в состоянии легкой и средней степени тяжести. Возможно, пятерых из них переведут в Иркутскую областную больницу.

 

На личном контроле у губернатора

Глава региона Игорь Кобзев в понедельник, 13 сентября, навестил пострадавших в районной больнице – узнал о самочувствии и обстоятельствах трагедии, побеседовал с врачами.

 

 

В селе Казачинское он провел выездное заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям. На нем подвели итоги спасательной операции. Медики заверили, что на данный момент нет необходимости запрашивать поддержку федерального центра – в регионе есть и специалисты, и медикаменты.

Губернатор еще раз поблагодарил сотрудников МЧС и граждан, которые добровольно приняли участие в спасательной операции. «Такое участие, такая поддержка – неоценимы», – отметил Игорь Кобзев.

Генеральный директор авиакомпании Андрей Богданов подтвердил, что пассажиры были застрахованы, и перевозчик уже работает со страховой компанией. Всем пострадавшим авиакомпания выплатит по 100 тысяч рублей, а семьям погибших – по 300 тысяч. Иркутская область, со своей стороны, выплатит родственникам погибших по 1 млн рублей, пострадавшим в тяжелом состоянии – 500 тыс. рублей, в среднем – 250 тыс. рублей, с легкими травмами – 100 тыс. рублей.

 

Кто виноват?

По информации, полученной от родственников пассажиров, вылет рейса был задержан на семь часов, без объяснений и предупреждений. Возможно, позднее прибытие рейса усложнило экипажу задачу и привело к аварии.

Также есть версия, что экипаж был введен в заблуждение некорректной работой навигационной системы. Telegram-канал интернет-издания Baza опубликовал записи двух телефонных разговоров. В одном из них человек, представленный как начальник аэропорта Казачинское Борис Калинин, рассказывает, что на удалении 10–15 км от полосы экипаж запросил фактическую погоду, чтобы оценить посадочные условия. По оценке собеседника Bazы, посадочные условия были «нормальные»: несмотря на то, что был туман, видимость составляла 4–6 км. В первый заход пилот совершил проход над полосой, однако садиться не стал и ушел на второй круг. Следующий заход он попробовал совершить с другого курса, однако взял вправо и промахнулся на 10 градусов. Возможно, это произошло потому, что в приборе GPS, которым пользовался пилот, были неверно введены координаты торца полосы, предположил собеседник издания.

 

 

В другой записи человек, представленный как пилот потерпевшего крушение L-140 Николай Махнутин, прямо заявляет, что был сбой навигационной системы: «Мы уходили на второй круг в связи с тем, что я понял, что нас ведет правее автопилот. Во время набора высоты мы зацепили сопку, но пожара, слава богу, не случилось… <…> Оказалось, это был туман, а я сначала принял его за дым. Он стал причиной ухода на второй круг. Я не установил визуально контакт с землей и принял решение ухода на второй круг. Во время ухода на второй круг полосу я увидел, но она была левее, чем мы летели. А она должна была быть четко по центру».

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации и движения воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц). Расследование по поручению председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина передано в Главное следственное управление.

Как сообщают в Следственном комитете, на месте происшествия обнаружен бортовой самописец самолета, в ближайшее время специалисты приступят к расшифровке зафиксированных им параметрических данных. В аэропорту Иркутска произведена выемка полетной документации, образцов топлива и технических жидкостей, назначены химическая и медицинская судебные экспертизы, проведены допросы лиц, ответственных за организацию и проведение полета, а также эксплуатацию самолета. В качестве основных версий происшествия следствием рассматриваются ошибка пилотирования при выполнении маневрирования на посадке и отказ техники.

 

Справка:

L-410 Turbolet – двухвинтовой самолет, разработанный в конце 1960-х годов чехословацким предприятием Let Kunovice. Он предназначен для местных авиалиний и пригоден для эксплуатации на грунтовых, травяных и снежных площадках, на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами. Самолет эксплуатируется в России и ряде стран мира.

 

Фото: пресс-службы губернатора Иркутской области, СК РФ, russianplanes.net