24.11.2021 14:14
Рубрики
Общество
Фото
архив Феофании ПЕРМИНОВОЙ
Фото:
архив Феофании ПЕРМИНОВОЙ
24.11.2021 14:14

Тку бабулин рушничок

Карантин – отличный повод освоить что-то новое. В этом убеждена иркутский библиотекарь Феофания Перминова. На удаленке она самостоятельно освоила ткацкий восьмиремизный станок. Взяв за основу традиции белорусского народного ткачества, научилась делать половички, подушки, салфетки, аксессуары к одежде… В планах – ткать сложные геометрические орнаменты, и работать по собственным эскизам.

Феофания Перминова выросла в Белоруссии, в деревне Курдеки Витебской области, где ткачество было очень распространено. Ее бабушка и мама – искусные рукодельницы. В доме стоял огромный деревянный самодельный станок, который занимал практически всю комнату, вспоминает она:

– Это для современного человека ручное ткачество в диковинку. Но во времена моего детства ткацкий станок был в каждом деревенском доме. Использовали шерсть, лен, даже коноплю. Ткали удивительной красоты изделия – со сложными узорами, орнаментами. Не хочется, чтобы подлинное культурное достояние исчезло.

Без дела ткацкий станок не стоял. Одежда, узорчатые рушники, полотенца, наволочки, покрывала – мама и бабушка могли сотворить все, что угодно. В качестве материала использовали в основном лен, который выращивали и обрабатывали самостоятельно. Процесс превращения маленького семечка в узорчатое полотно казался маленькой Феофании чем-то непостижимым. Сначала, рассказывает рукодельница, родители высаживали лен, в конце лета собирали, вымачивали, мяли, трепали, отчесывали, пряли и только потом ткали.

– Помню, как помогала родителям красить шерсть, сматывать пряжу в клубки. Это было безумно увлекательно, но все же процесс ткачества представлялся мне совершенно непостижимым. Никогда не думала, что сама буду изучать это ремесло, – говорит мастерица.

 

 

Профессию она и вправду выбрала, не связанную с народным творчеством. Окончила в 1974 году геологоразведочный техникум в Киеве. По распределению поехала в «Сосновгеологию», работала в Бурятии, Читинской области. Потом переехала в Иркутск, где устроилась в библиотеку Сибирского колледжа транспорта и строительства при ИрГУПСе. Отработав библиотекарем 25 лет, в августе этого года ушла на заслуженный отдых, и времени на творчество стало еще больше.

Рукоделием занялась благодаря дочери Юлии. Именно она уговорила поучаствовать в проекте «Тку бабулин рушничок» местной национально-культурной автономии белорусов города Иркутска. Его цель – возрождение традиционного ткачества белорусских переселенцев. Феофания Антоновна получила от организаторов ткацкий станок, причем не двухремизный, который обычно советуют новичкам, а сложный – восьмиремизный.

 

 

– Я люблю начинать со сложного, интересуюсь всем новым, поэтому согласилась на участие в проекте, хотя опасения были. Когда в ноябре станок установили, вообще боялась к нему подступиться, – призналась она. – Сидела ночами, смотрела видеоуроки, искала информацию, литературу, многое было только на английском языке, приходилось переводить, где-то подключала и свою интуицию…

В итоге ткацкий станок сдался упорству мастерицы. Первое, что она соткала, – половичок длиной полтора метра. Самое сложное, считает, даже не ткать, а заправить станок. Протянуть нити в ремизы, обеспечить равномерное натяжение – очень кропотливая работа, на которую уходит не один день. Когда освоила технику простых половичков, взялась одежду, сложные изделия с узорами. Недавно соткала зимний шарф, в работе – наволочки под маленькие подушечки с белорусским орнаментом. В качестве пряжи использует только натуральные нити: шерсть, хлопок. В будущем хочет сделать узорчатое покрывало, где образцом станет изделие, которое соткала ее бабушка. Сейчас разбирает схему узора – белорусского геометрического орнамента.

– Я по-настоящему увлеклась ткачеством. Сажусь – и уже не оторваться, – говорит. – Могу днями работать за станком, разбираться, мне это в удовольствие. В планах – продолжать осваивать старинное ремесло. Хочется разобрать схемы, которые использовала моя мама, бабушка, а еще интересно попробовать ткать по собственным эскизам, – призналась она.

 

Фото: архив Феофании ПЕРМИНОВОЙ