Хранители православия

Венчальные и погребальные наряды, четки-лестовки, иконы, книги и другие интересные предметы можно увидеть на выставке «Старообрядчество – ларец традиций». Она открылась в отделе «Окно в Азию» Иркутского областного краеведческого музея им. Н.Н. Муравьева-Амурского. В двух залах представлено более 200 экспонатов из фондов музея, а также из частных собраний.

– Старообрядческая коллекция музея формировалась в течение 140 лет, – рассказала научный сотрудник Вевея Травина. – Существенное ее пополнение произошло с 2020 по 2023 годы благодаря стараниям доктора исторических наук, профессора ИГУ, члена комиссии по исследованию старообрядчества при международном комитете славистов Александра Валерьевича Кострова, который принимал активное участие в создании этой выставки.

В первом зале также можно узнать о других исследователях, в разные годы занимавшихся этой темой: Афанасии Щапове, Афанасии Селищеве, Анне Поповой, Галине Охрименко. Здесь представлены их биографии, сделанные ими фото и рисунки. Основная часть экспозиции рассказывает об истории расселения и жизни старообрядцев на территории Восточной Сибири и за ее пределами.

 

 

– Старообрядцы – хранители исконного русского православия, не признавшие политико-церковных реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, начатых в середине XVII столетия и продолженных их преемниками в более поздние времена, – пояснила Вевея Травина. – Самым известным старообрядцем был протопоп Аввакум, который первым пошел в ссылку от Москвы до Нерчинска и проложил своим последователям путь в Сибирь, будь то этапированные в Забайкалье «семейские» или бежавшие на восток «кержаки».

 

 

В первом зале выставки можно увидеть монументальное полотно художника Евгения Мальцева «Протопоп Аввакум» из фондов Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева. Интересно, что автор сам был из семьи старообрядцев, поэтому данная тема была близка. Здесь же иконы, созданные по старому канону. Самая древняя «Спас Нерукотворный» датирована первой половиной XVII века. Эта и более поздние образы убраны в нарядные ризы и оклады, расшитые бисером и украшенные эмалью.

 

 

– Старообрядческие по производству икон, в том числе медной пластики, были по всей стране, – рассказала Вевея Травина. – У иконографических образов условные черты лица, в иконе использованы свет извне и обратная перспектива. Кстати, меднолитой пластикой не занимался никто, кроме старообрядцев. В музее хранится около 200 икон и распятий, созданных в этой технике. Уникальны они тем, что у нас первые образы, еще сохранившие четкость линий. Они использовались всеми верующими, потому что было удобно их брать в дорогу.

 

 

Во втором зале вся экспозиция построена вокруг старинного сундука – своеобразного ларца традиций. Именно в нем хранилось все самое ценное, связанное с ключевыми этапами жизни старообрядца: крещением, свадьбой и похоронами. Сундук можно назвать и символом переселенческой истории, ведь в него складывали все самое ценное и брали с собой в дорогу.

– Сундук стоит на изображении восьмиконечной звезды Богородицы, каждый из лучей указывает на один из этапов жизни человека, – пояснила Вевея Травина. – Над сундуком подвешены лестовки – старообрядческие четки как символ связи старообрядца с Богом. В каждом бобочке лестовки – свернутая бумажка с текстом молитвы.

 

 

Первая витрина во втором зале рассказывает о таинстве крещения. Здесь можно увидеть крестильную рубашку для мальчика в форме креста и для девочки, которая уже напоминает взрослый наряд с фартуком – запоном. Крест-лепесток с округлыми краями для девочки и с прямыми углами – для мальчика. Красивые домотканые пояса и пояса-тельники, которые надеваются при крещении под одежду и сопровождают человека всю жизнь.

– Пояс условно делит верх и низ в теле: все, что сверху, светлое, а снизу – нечистое, греховное – рассказала Вевея Травина. – Редкие предметы в этой витрине: покрывало для даров в доме, где родился малыш, и детское ритуальное одеяло, которое использовалось для похрам. Есть первые подрушники – маленькие коврики, которые подстилали на пол во время молитвы, чтобы лестовка не касалась его во время земного поклона.

 

 

Рядом представлены манекены мальчика и девочки. Затем прялки и другие приспособления для создания полотна, ведь до конца XIX века старообрядцы используют для своей одежды только ткани собственного изготовления. Следом идет хозяйственная витрина с традиционной утварью. За ней – манекены жениха и невесты.

– Интересна представленная здесь кросота – шапочка невесты из тканевых цветов, – отметила Вевея Травина. – Она заменяла и свадебный венец, и букет невесты, ведь после венчания девушка дарила ее одной из подруг, которая еще не вышла замуж. Венчальный наряд жениха и невесты обычно совпадал по тону и был очень нарядным. У забайкальских старообрядцев вообще очень много ярких цветов и украшений в одежде, это связано с их польскими корнями. Здесь мы видим китайские шали и янтарные бусы, которые они носили. После того как девушка выходила замуж, она заплетала волосы в две косы и прятала их под шапочкой – шашмурой или кичкой, часто украшенной золотым шитьем. Фигуру также максимально скрывала душегрея.

 

 

Дальше на выставке можно увидеть строобрядческие духовные книги и особым образом оформленный красный угол, где вся семья собиралась за молитвой. Манекены здесь одеты более нарядно: женщина без запона, в красивом сарафане, а мужчина в специальном молельном кафтане. Рядом в витрине представлена коллекция всевозможных лестовок и ритуальной утвари. Завершает выставку полный похоронный комплекс старообрядца: деревянные крестики, специальная одежда и лестовки белого цвета.