24.05.2023 16:20
Рубрики
Общество
Фото
пресс-службы ГУФСИН России по Иркутской области и пресс-службы Иркутского областного суда
Фото:
пресс-службы ГУФСИН России по Иркутской области и пресс-службы Иркутского областного суда
24.05.2023 16:20

Под небом раскаяния

В Ангарской воспитательной колонии с экскурсией побывали подростки, стоящие на профучете

Судьи могут не только выносить приговоры, но и заниматься профилактикой правонарушений. Представители Российского объединения судей и Иркутского областного суда совместно реализуют проект «Под небом раскаяния», который направлен на предупреждение подростковой преступности. В нем предусмотрены различные мероприятия с участием психологов, юристов, социальных педагогов. А еще в рамках проекта несовершеннолетние осужденные беседуют с ребятами из групп риска, у которых еще есть шансы не оказаться за решеткой. Об одной из таких встреч в Ангарской воспитательной колонии пойдет речь в очередной статье рубрики «Говорим с Фемидой».

 

ЖИЗНЬ
ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ

«Роман П. (все имена осужденных и несовершеннолетних изменены – авт.) Отбывал наказание в Ангарской воспитательной колонии с 2016 года. Освободился условно-досрочно, открыл собственное ателье, женился»; «Максим С. Освободился из колонии в 2013 году, в 2016 году пошел в армию по контракту. Служил в горячих точках, участвует в СВО на Донбассе, награжден медалью»; «Данил К. сдал ЕГЭ, находясь в колонии, после освобождения поступил в техникум, состоит в стройотряде: «Парни, не тратьте свою молодость, учитесь, жизнь интересна на самом деле», – пишет Данил».

Фотографии бывших воспитанников АВК, которые хоть и стесняются прошлого, но поддерживают связь с колонией, висят на стенде с надписью «Жизнь после освобождения». Молодые люди выглядят вполне довольными жизнью, рядом с ними жены и дети.

А рядом другой стенд – «Преступление и наказание» – с черно-белыми снимками в анфас осужденных, совершивших повторные преступления уже будучи за решеткой. «Оскорбил оперативника, напал на врача, убил сокамерника» – истории как под копирку, что заканчиваются лишь новым сроком лишения свободы.

 

 

У этих информационных аншлагов ненадолго останавливаются ангарские школьники. Обычные с виду подростки – с длинными волосами и коротко стриженые, разного роста и телосложения, но с похожей, если не судьбой, то ситуацией. Они стоят на перепутье и в любой момент могут свернуть не туда.

– Да, это обычные ребята, просто по тем или иным обстоятельствам попали «на карандаш», в группу риска. У одних самовольный уход зафиксирован, у других драки с одноклассниками, третьи пробовали алкоголь и никотин. Один подросток у нас попался на краже бутылки шампанского из магазина. С ним были еще двое юношей. Они втроем, как утверждают, только познакомились, но почему-то быстро решили, что надо украсть алкоголь и отметить это дело. Один стоял с рюкзаком, второй отвлекал, закрывал собой камеру, а третий пытался в рюкзак положить шампанское. Охрана магазина сразу это увидела. Двое убежали, а наш ученик остался. У него была такая, скажем, приверженность к уголовной романтике. Я спрашивал его, что за друзья такие, раз тебя бросили? Впоследствии один из сбежавших вообще сказал, что ни при чем, якобы приходил в магазин за кошачьим кормом, – рассказывает социальный педагог Борис Попов.

Антигерой этого повествования тоже участвовал в экскурсии по воспитательной колонии. Андрей (назовем его так) – блондинистый симпатичный паренек, в самом начале мероприятия много шутил, да и в глазах его товарищей тоже играло озорство. Но по ходу знакомства с «местами не столь отдаленными» веселье постепенно сходило на нет.

 

ЗДЕСЬ ПРИУЧАТ К ПОРЯДКУ

А первое недовольство возникло уже при входе в учреждение, когда попросили оставить сотовые телефоны. Потом ребят построили в шеренги по двое – здесь ходят не толпой, а строем – еще и руки попросили убрать из карманов. Затем экскурсантов повели по отрядам.

Здесь все подчинено строгому распорядку. Лечь спать, когда хочется, не получится, разве что в Новый год отбой в 00.30. Кровати в спальном помещении застелены по единому образцу. Воспитанники ходят в одинаковых зеленых робах.

А трудных подростков, чтоб не бурлила молодая кровь, приходится все время занимать чем-то полезным. Летом в колонии проходят «Нескучные каникулы» с кружками и секциями. Спортивная команда АВК в прошлом году успешно выступила на всероссийских соревнованиях «Лига сильнейших» и в ряде дисциплин даже обошла спецназовцев. Здесь раскрываются невиданные раньше у юношей музыкальные, театральные и прочие таланты. Многие начинают читать книги, в местной библиотеке их более шести тысяч экземпляров.

 

 

Но вот переключить телевизор на любой понравившийся канал опять же нельзя. В программе – определенные художественные и научно-популярные фильмы, лекции сотрудников ФСИН по темам соблюдения законодательства. Никакого Тик-Тока и Ютуба. Узнав об этом, школьники опять погрустнели, а тут еще и, оказывается, игровая приставка не самая современная, и выдать ее осужденному – не обязанность администрации, а право, которое нужно заслужить.

 

ЧИСЛО ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
СОКРАТИЛОСЬ

Ангарская воспитательная колония образовалась 1 сентября 1966 года на месте ИК № 1 строгого режима. Если в конце 80-х, начале 90-х годов здесь находилось порядка 800 воспитанников, то уже к 2020 году их осталось около 60. Сказалось много факторов, но в большей степени это влияние развития ювенальной юстиции. Несовершеннолетних стали чаще всего осуждать не к реальному лишению свободы, а к условному сроку. А попадают они сюда уже за рецидивы или совершение тяжких преступлений, включая изнасилования, убийства, грабежи.

 


Заместитель начальника Ангарской ВК Иван Привалов провел экскурсию по учреждению

 

В колонии предусмотрено несколько режимов. Для законопослушных воспитанников созданы облегченные условия. Здесь на стенах фотообои, в комнате отдыха бильярд и гитара. Из горячего вечером можно заварить лапшу или кашу быстрого приготовления, к чаю имеются конфеты. Впрочем, в АВК пятиразовое питание, каждый день несовершеннолетним положено 300 граммов фруктов. Но из столовой нельзя вынести даже кусочек хлеба, при выходе воспитанников осматривают.

Но и профилактическая работа не стоит на месте. Само учреждение, например, реализует собственный уникальный проект по профилактике деструктивного поведения среди несовершеннолетних «Не повторяй мой путь», непосредственное участие в котором принимают педагоги средней общеобразовательной школы ГУФСИН России по Иркутской области, сотрудники и воспитанники колонии. Своим опытом они поделились с представителями судебной системы, которые выступили инициаторами проекта «Под небом раскаяния».

Судьи Ангарского городского суда специализируются в том числе на рассмотрении дел в отношении лиц младше 18 лет. И помимо непосредственной работы они стараются помочь подросткам не совершить в жизни роковых ошибок.

 


Судья Надежда Крючкова

 

– Мы проводим различные встречи, игры, конкурсы и другие мероприятия с осужденными к видам наказания, не связанным с лишением свободы. То есть это подростки, условно осужденные к лишению свободы, либо к другим более мягким видам наказания. Привлекаем и ребят, которые не достигли возраста уголовной ответственности – 14 лет – из специальной школы закрытого типа. Недавно они, к примеру, писали очень трогательные письма бойцам, которые участвуют в СВО. Мы направили их в зону специальной военной операции. Да, судьи не обязаны это делать. Но одна из целей Иркутского регионального отделения «Российского объединения судей» – оградить несовершеннолетних от нарушения закона, чтобы они не оказались на скамье подсудимых, сделав вовремя соответствующие выводы, – пояснила судья Ангарского городского суда, член совета Иркутского регионального отделения «Российского объединения судей» Надежда Крючкова.

– Идея проекта «Под небом раскаяния» возникла в 2019 году. Наши судьи ездят в школы, в средние учебные заведения. Мы разыгрываем судебные заседания для школьников, организуем квесты. С ребятами работают психологи. Трудным подросткам мы показывали видеоролики с историями осужденных и их мам. Сейчас планируем расширить аудитории проекта для многодетных семей. Ведь если даже одного ребенка удастся спасти от совершения преступления, это будет огромным плюсом, – уверена пресс-секретарь Иркутского областного суда Татьяна Мильшина.

 

«СТАРШАКИ» ОСТАНУТСЯ
В СТОРОНЕ

К проекту судейского сообщества подключились представители Русской православной церкви. В Ангарскую воспитательную колонию на встречу с подростками из групп риска и осужденными приехал настоятель Михайло-Архангельского Харлампиевского храма протоиерей Евгений Старцев. Ранее он выступил продюсером документального фильма «Колея» телерадиокомпании «Иркутский кремль». В ленте рассказывается о молодых людях, лишенных свободы, которые бравировали в юности своими преступлениями, а потом искренне раскаялись. Фильм собрал в интернете более 2 млн просмотров, немало наград и зрительских откликов. Сейчас «подросли» и новые герои подобных сюжетов.

 


Разговоры о спасении души

 

– Когда меня привезли в СИЗО, то сразу забрали телефон и передали его родителям. Ты можешь только с таксофона позвонить, звонок прослушивает администрация. Ничего хорошего. Хочешь в окно посмотреть, а там решетки, – рассказывает один из осужденных АВК, 18-летний Михаил.

– Ты в основном говоришь, как тебе было неудобно жить. А может, тебе было стыдно? – спрашивают авторы фильма.

– Я был в алкогольном опьянении и первоначально ни о чем не жалел. Алкоголь совесть твою проедает, ничего не стыдно делать, думаешь, что ты герой. А на самом деле это все проходит, и ты встречаешься с самим собой. Осознание содеянного пришло ко мне не сразу. Это со временем случилось, когда дело рассматривали, стыдно стало очень сильно. А что поделать? Ничего не вернуть вообще. Это пятно уже осталось на всю мою жизнь – я убил человека, – опускает глаза Михаил.

А все началось, как ему казалось, с безобидных мелочей. Появились новые друзья – постарше. Алкоголь, развлечения, первое хулиганство, а далее серия криминальных «подвигов» один страшнее другого – угон машины и нанесение тяжких телесных повреждений человеку со смертельным исходом. У второго участника встречи Романа похожая история: «взрослые друзья», совместный грабеж, обещания соучастников «ты малолетка, тебе ничего не будет, мы будем тебе деньги и передачки слать», а в итоге только слезы матери и дорога в колонию.

 

 

– Я сначала в школе хорошо учился, с мамой жил, потом так называемые друзья стали меня к себе тянуть. Незаметно развлечения закончились судом, меня сажают. Ни один из тех, кто называл себя другом, обещал помощь, не написал даже «привет». Вы должны ценить то, что у вас есть, – родителей, которые вас любят, для которых вы важны, – обратился к школьникам осужденный.

 


Без веры и надежды здесь никак

 

А Михаил добавил:

– Вы слышали про так называемые понятия? – несколько ребят снова понимающе переглянулись. – Так вот, есть Библия, Священное писание, там 10 заповедей. А люди, которые говорят о блатных понятиях, просто эти заповеди исковеркали: убивай, кради, лжесвидетельствуй. И так называемое АУЕ (субкультура с криминальным уклоном, запрещенная в РФ – авт.) ничего хорошего не несет. Они только стремятся ради своей выгоды. Нет там заботы о ближнем, только о себе, своей шкуре. Есть книги, которые действительно расскажут, как развиваться в обществе. Они куда лучше, чем какие-то там понятия.

 

В ТАКОМ «КИНО»
СНИМАТЬСЯ НЕ ХОЧУ

Сейчас оба осужденных готовятся к освобождению, в АВК они получили несколько специальностей, включая сварщика и каменщика, ведут активный образ жизни, участвуют в мероприятиях и рассказывают подросткам о своей судьбе.

 


Замки отпирают по расписанию

 

Задумался о ней и ангарский школьник Андрей, особенно после знакомства с условиями дисциплинарного изолятора. И хотя изолятор в последний раз по назначению использовался летом 2021 года, атмосфера там непередаваемая, «киношная». Даже в небольшом дворике для прогулок – каменном мешке – небо буквально «в клеточку». Не каждому взрослому здесь легко, не говоря уже о подростках.

– Да, как в кино побывал, – делится впечатлениями Андрей.

– Хотел бы сняться в этом «кино» в главной роли?

– Нет, что-то не хочется, – улыбнулся, но уже с грустинкой, парень.

Впрочем, по словам педагога, молодой человек, правда, начал меняться к лучшему. Стал больше внимания уделять учебе, обзавелся хобби – ремонтирует мототехнику, улучшил отношения с родителями, а с друзьями, что вместе пытались стащить шампанское, больше не общается. Учитель верит, что тернистый путь взросления Андрей, как и другие парни, пройдет, учась не на своих, а на чужих ошибках.