Новый год в начале лета

Эвенки отметили национальный праздник Икэнипкэ

У большинства Новый год прочно ассоциируется с елкой, мандаринами, Дедом Морозом, снежными горками. У эвенков наоборот – с появлением первой зелени в тайге, щебетанием птиц у своих гнезд. Сезонное обновление в природе у коренного народа является точкой отсчета, то есть, по сути, новым годом.

Первый летний месяц у оленеводов называется мучун, который буквально так и переводится «месяц зелени». В это время перед дальними кочевками на летние пастбища собирались эвенки ближайших стойбищ, подводили итоги зимовки, знакомили молодежь. Мучуну предшествует сонкан (май), или олененок. Далее следует илкун– месяц завязи таежных ягод, и так далее.

 

 

КОСТЮМЫ КАК ГВОЗДЬ
ПРОГРАММЫ

Представители Иркутской городской общественной организации «Этнокультурный центр народов Севера» праздновали Икэнипкэ в одном из летних парков города. География участников неожиданно оказалась весьма обширной.

В Иркутске находились студенты из Ербогачена, из Черемхово приехали представители эвенкийского центра «Нэри» Марина Мехланова и ее дочь Ангелина. Из Бурятии пожаловали Максим и Светлана Вачелановы. Малой родиной Максима является улус Алла, административный центр сельского поселения Дырен эвенкийское.

 

 

Гвоздем программы стала коллекция эвенкийской одежды известной мастерицы, а еще президента Иркутской региональной общественной организации «Союз содействия коренным малочисленным народам Севера Иркутской области» Евгении Гомбоевой. Мужские и женские костюмы с невероятно яркими нагрудными украшениями из бисера выполнены по национальным канонам, с соблюдением орнамента, цветовой гаммы, рисунка. Разница лишь в том, что вместо настоящего меха использован искусственный.

 

 

– Коллекция является частью большого проекта «Этномастерская «Олан»: сохраняя традиции». Слово «олан» так и переводится – мастерица, – говорит Евгения Гомбоева. – Создавать костюмы мне помогает дочь Светлана, к которой я специально езжу в Улан-Удэ, потому что она не может надолго приехать ко мне в Иркутск.

Авторитет мастерицы национальной одежды непререкаем, география ее заказчиков – от Амурской области до Санкт-Петербурга. Случались и неожиданные заказы. Так, в 2005 году группа мастеров под руководством Евгении Бато-Мунхоевны сшила традиционные эвенкийские костюмы для исторического фильма «Серко» французского режиссера Жоэля Фаржа. Уникальность этого проекта в том, что впервые традиционные костюмы были реконструированы с исторических музейных фотографий.

 

 

В рамках международного сотрудничества Евгения Бато-Мунхоевна участвовала в создании Центра эвенкийской культуры в Хошуне в автономном районе Внутренней Монголии (Китай). В 2014 году по приглашению администрации Хошуна провела курсы по обучению безработных эвенков национальным ремеслам и пошиву костюмов. Работы сибирячки были показаны в Монголии, Китае, Норвегии, Турции, Германии.

 

НОВЫЙ ПОВОРОТ

Серия портретов эвенков в национальных костюмах, созданных Евгенией Гомбоевой, станет частью масштабного фотопроекта «Малая родина» Иркутской общественной организации по развитию межнациональных отношений «Народный клуб».

– Практически одновременно мы планируем открыть фотовыставки в Усть-Куте, Ербогачене, Качуге и Иркутске, – говорит президент НКО «Народный клуб» Константин Куликов. – Данные экспозиции – своеобразный итог многолетних экспедиций в самые отдаленные и, без преувеличения, труднодоступные уголки Иркутской области. Портреты в национальных костюмах станут отличным дополнением жанровых съемок оленеводов в исконной среде.

Чтобы запечатлеть оленеводов Катангского района, участникам проекта пришлось лететь на самолете, потом два дня добираться до стойбища на вездеходе. Без проводника, в качестве которого выступил человек необычайно трудной, но интересной судьбы Виктор Сычегир, иркутяне вряд ли смогли бы отыскать кочующее стойбище на границе Иркутской области и Красноярского края. В Бодайбинском районе члены экспедиции почти сутки не выходили из уазика, блуждая, в том числе по технологическим дорогам золотодобывающих компаний. В поисках драгоценного металла предприятия используют современную технику, способную за короткий промежуток изменить ландшафт до неузнаваемости, буквально переместив горы с одного места на другое.

– В определенный момент даже закралось сомнение, что среди геологических разработок могут пастись олени, которым нужна чистая вода и ягель, – вспоминает Константин Куликов. – Картинка за окном внедорожника резко изменилась, едва мы достигли места слияния рек Ченчи и Бульбухты. Заключительный отрезок участники экспедиции преодолели на моторной лодке.

Компенсацией многочисленных приключений стали кадры, на которых запечатлены эвенки в их исконной среде обитания – во время заготовки дров, перегона оленей, охоты, рыбалки и национальных обрядов. Основная ценность собранного фото- и видеоматериала в том, что ситуация с коренными народами меняется, и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону.