Дверь в Нарнию в старом доме на улице Бабушкина

На улице Бабушкина, которая до наших дней сохранила атмосферу старинного Иркутска, под номером один, есть гостеприимный дом, где всегда рады посетителям. Здесь под густыми кронами деревьев расположилась первая в Иркутске галерея «ЛеАрт». Ее хозяева Лина и Дмитрий Ермонтович живут и работают в этом доме. Совсем как было принято в нашем городе до революции, когда хозяева открывали в своем доме лавку или мастерскую. Мы пришли в галерею в день открытия выставка «Чего хочет женщина?», но в отличие от большинства гостей были приглашены в приватное пространство дома.

 

Первая галерея в Иркутске

Сегодня в арт-центр можно попасть через стеклянную дверь пристроя, который примыкает к историческому особняку, известному как дом крестьянки Ирины Ивановны Трутневой. Снаружи одноэтажный, покрытый темной морилкой, со скромным декором, внутри он оказывается гораздо более просторным, чем можно подумать на первый взгляд.

 

 

Сразу за дверью в холле на небольшой стойке расположены гипсовые головы – реквизит для художников. Если пойти налево, то можно попасть в художественную лавку. А если подняться по лестнице вверх справа – попасть в галерею. Это все, что обычно видят посетители.

– Мы открыли нашу галерею в 1999 году, – рассказала хозяйка дома Лина Ермонтович. – В1990-е годы связь между художником и покупателем осуществлял, пожалуй, только магазин «Антей». В 1996 году мы открыли небольшой магазин художественных материалов и сувениров в здании иркутского отделения Союза художников России. Но скоро авторы начали приносить нам на продажу свои работы, ведь в «Антей» принимали в основном произведения членов Союза, а вступить в него тогда было не так уж просто. В то же время на пике творчества были Сергей Коренев, Валерий Мошкин, Александр Шпирко, Николай Башарин, Александр Куклис, но им негде было продавать и выставлять свои работы.

 

 

Мы прошли внутрь за стойку магазина. Дальше располагаются детские студии арт-центра для малышей и детей постарше. Отдельно – керамическая мастерская. Несмотря на современное пространство, хозяевам удалось сохранить внутри дух старинного дома. Например, один из дверных проемов здесь обрамляет верхняя часть барочного наличника. На стенах и потолке видны исторические балки. В туалете на первом этаже – фрагмент бревенчатой стены. Внутреннее убранство устроено со вкусом, но при этом не выглядит нарочитым.

– Первая наша галерея была на Володарского, 1, директор училища для инвалидов Борис Гудков предоставил нам в аренду зал, который нуждался в ремонте, – продолжила Лина Ермонтович. – Два года мы тратили все заработанные деньги на стройматериалы и постепенно приводили помещение в порядок. Потом мы открылись, но, кроме работы с обычными посетителями, одни из первых в городе проводили экскурсии для инвалидов и даже организовали для них курсы. Тогда вокруг галереи начали собираться люди. Но нам пришлось уйти из того помещения, ведь оно кому-то понадобилось, и срочно искать, куда переехать. А у нас тогда уже были багетная мастерская с оборудованием, запас картин и художественный магазин.

 

Долгая реставрация

– Кстати, именно этот район я никогда не рассматривала, ведь здесь было тогда совсем не так спокойно и благополучно, как сейчас, – рассказала Лина Ермонтович. – Но вдруг я увидела этот домик, он был на тот момент покосившийся, вросший в землю, кривой. Но здесь продавалась маленькая квартирка за небольшие деньги, которые мы могли в тот момент заплатить. Мы ее купили, перевезли сюда все, что у нас было, и стали ее ремонтировать. Тогда здесь располагалось четыре квартиры. Дом был в ужасном состоянии. И если бы мне сейчас предложили пройти все заново, я бы ни за что не согласилась! Пол земляной, не было воды и туалета. Но мой супруг Дима не боится трудностей, и мы стали реанимировать дом.

Постепенно Ермонтовичи купили здесь вторую квартиру в ипотеку, потом третью. За последнюю комнату в 23 кв. метра пришлось купить бывшим хозяевам хороший коттедж, потому что они не давали ремонтировать дом. А ведь его необходимо было поднять, чтобы подвести под него фундамент. Кроме того, дом благоустроили – подвели воду, канализацию. К деревянному особняку сделали кирпичный пристрой по согласованному с органами охраны проекту.

 

 

– Мы сохранили деревянный конструктив дома, почистили его, обработали антисептиками и противопожарными веществами, – рассказала Лина Ермонтович. – Дом ремонтировался и обустраивался в процессе жизни. Мы проморили фасад, поменяли окна, потому что старые были – в труху. Конечно, по-хорошему нужно было заказывать деревянные, но у нас не было таких денег, временно поставили пластиковые. Но в остальном максимально хотели сохранить его аутентичность. Мы здесь живем и работаем, принимаем гостей, устраиваем выставки, квартирники.

 

Дверь в Нарнию

В глубине дома обращает на себя внимание старинная дверь – большая, деревянная, словно из какой-то сказки.

– Это наша любимая дверь в Нарнию, как ее называют ребятишки, которые занимаются в студии, ведь для детей, которые живут в современных квартирах, все здесь необычно, – говорит Лина Ермонтович. – Кстати, мы специально приобрели большие берестяные полотна Евгения Ушакова и разместили их здесь, где расположены детские студии. Они создают своеобразную связь старинного дома с современным искусством.

В помещении, где расположена дверь, ведущая через небольшую комнату во внутренний дворик, на сводах высокого потока – палитры с подписями любимых художников: Бориса Десяткина, Александра Самарина, Валерия Мошкина, Владимира Тетенькина, Василия Бочанцева, Карла Шулунова, Ивана Несынова, Николая Башарина, Евтея Симонова, Николая Житкова, Николая Вершинина и других художников, с которыми дружили хозяева галереи.

 

 

Если пройти дальше в студии, то можно увидеть на их полках старинные самовары, чайники, колокольчики и другие антикварные предметы.

– Это фонд для рисования, многие из этих вещей – подарки, на нашей улице Бабушкина все нас знают и приносят детали домов, иконы, гобелены, ковры, одеяла, книги, чашки, ложки и многое другое, – говорит Лина Ермонтович. – Мы что-то отдаем в Тальцы, что-то оставляем себе. Кстати, когда начали заниматься с детьми, люди смотрели в окна и любовались, говорили: «Как здорово!» Ведь когда мы сюда переехали, эта улица была пьяная. В соседнем доме продавали катаную водку, туда стояли очереди, шарахались наркоманы. Поэтому мы поставили камеры на доме, и когда что-то случалось на Бабушкина, к нам приходили представители правоохранительных органов и просили запись. Помню, когда мы устанавливали камеры, местные пьяницы внимательно наблюдали за процессом, потом спросили, зачем мы это делаем, в итоге решили, что Дима – генерал ФСБ. Мы про себя посмеялись над этим, но разубеждать их не стали, ведь местных жителей это хоть как- то дисциплинировало.

 

Дом с хорошей энергетикой

Внутри дом кажется гораздо просторнее, чем он выглядит снаружи. Возможно, такое ощущение пространства дают высокие потолки. На чердаке, куда ведет лестница из холла, – прямоугольная галерея с роялем. Из нее можно пройти во внутреннее приватное пространство, где живут хозяева. Там расположилась спальня, санузел, кухня, отделенная от большой гостиной барной стойкой. Главная комната здесь украшена произведениями бурятских скульпторов: Гэсера Зодбоева, Петра Гармаева, Дмитрия Будажабэ и других авторов.

 

 

– Когда в галерею приходят гости, особенно из других городов, они остаются здесь часа на три-четыре, – рассказала Лина Ермонтович. – Конечно, у нас картины, скульптуры – есть что рассматривать, о чем говорить. Но еще, я думаю, дело в том, что это очень хороший дом. Об этом все говорят. Кстати, фокус с пространством – это особенность иркутского деревянного особняка. Снаружи он кажется маленьким, а когда ты попадаешь внутрь, он оказывается огромный.

Есть мнение, что это связано не только с запретами на строительство, но и со скромностью сибирских купцов. Ведь кичиться своим богатством было неприлично.

– Когда в 2004 году Николай Бурляев привез в Иркутск в рамках «Золотого витязя» фильм «Страсти Христовы», после просмотра мы пошли к нам в гости, – вспоминает Лина Ермонтович. – Пристроя тогда еще не было, и сначала по глазам было видно – он удивлен, что мы приехали в какую-то небольшую избушку, но когда зашли внутрь, то сказал: «Какой большой дом!» Потом мы сидели возле нашего камина до пяти утра и разговаривали. Все были в потрясении, плакали под впечатление этих последних дней Христа. Тогда ведь еще начались трагические события в Югославии.

 

Чудеса старинной улицы

– Когда мы только отремонтировали чердак в 2006 году, поставили там кровать, Дима уехал в Белоруссию с сыном Даниилом, а я осталась одна, – рассказала Лина Ермонтович. – Я почему-то очень боялась там ночевать, и мне кто-то посоветовал налить коньяка домовому. Мол, он выпьет, и мне станет спокойно. Я купила коньяк, налила в блюдце, легла спать и вдруг услышала, как гремят ложки и вилки в металлической подставке. Я залезла с головой под одеяло от страха. Утром я кому-то рассказала про это происшествие, и мне сказали, что домового нужно угостить молоком, ведь от конька он, наверное, опьянел и начал буянить, или, возможно, ему просто не понравилось такое угощение. В следующий вечер, я налила домовому молока. Когда закрыла глаза, то вдруг почувствовала, что кто-то большой, теплый и мягкий словно обнял меня, и я мгновенно уснула. С тех пор я больше не боялась спать в этом доме.

 

 

Еще одно чудесное происшествие произошло за пределами особняка.

– Была поздняя осень, я вечером вышла на крышу подышать воздухом и увидела дым, идущий из дома напротив, – вспоминает Лина Ермонтович. – Начался сильный ветер, который стал разносить искры. Я позвала Диму, и пока ехали пожарные, мы начали тушить дом нашим пожарным гидрантом. Но огонь не гас, и пожарные тоже очень долго не могли сбить пламя. Люди выбежали из домов, началась паника, многие плакали, боялись, что огонь перекинется на соседние строения. Тогда со стороны улицы Дзержинского против огня началось шествие с иконой. Люди молились, и огонь начал гаснуть. Вот такие чудеса здесь происходят!

 

Дом крестьянки Трутневой

Про историю дома известно немного. До революции домом на улице Зверевская завладела крестьянка Ирина Ивановна Трутнева. Она имела право голосовать, была в списке цензовых крестьян, и в 1897 году ее имущество оценивалось в 2838 рублей. 3 октября 1901 года все движимое имущество дома было продано. После этого здесь стали меняться хозяева.

 

 

С 19 сентября 1928 года в доме располагалась иркутская контора акционерного общества «Лена-Гольдфильдс», зарегистрированного в Лондоне, но работавшего на территории Российской Империи, а потом и Советского Союза. 66% акций принадлежало англичанам, а треть – России. Она владела контрольным пакетом акций компании «Лензолото». В 1929 году «Лена-Гольдфильдс» из-за конфликта с советской властью прекратила свое существование, а дом остался у «Лензолота». В 1932 году в доме набирали сотрудников для работы на золотодобыче. Потом компания расширила производство, переехала, а квартиры в доме стали сдаваться.

 

 

По традиции мы пришли в гости в галерею не с пустыми руками. Творческая мастерская «ЛеНо» приготовила для хозяйки дома подарок – серьги с элементом орнамента, который расположен на наличнике дома – в его верхней части. Обычно на этом месте располагается солярный символ, однако этот узор больше всего похож на цветок – колокольчик или тюльпан, ведь растительные орнаменты также один из распространенных узоров на иркутских домах.