Валентина Федосеева: Особый статус педагога необходимо поддерживать

В новом учебном году в системе образования в центре внимания – повышение уровня образования и патриотического воспитания детей и молодежи. О том, какие новые задачи и вызовы стоят перед сферой, рассказала председатель Иркутской областной организации профсоюза работников образования и науки Валентина Федосеева.

 

– Валентина Геннадьевна, какие изменения ждут сферу образования в новом учебном году?

– Это переход на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты, введение федеральных основных образовательных программ, усиление воспитательной работы. Ожидаются изменения в порядке проведения государственной итоговой аттестации. Продолжится поддержка Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», трудовое воспитание. Теперь к обязанностям обучающихся отнесены поддержка чистоты и порядка в образовательной организации, участие в общественно полезном труде. А к компетенции образовательной организации отнесена такая задача, как содействие добровольческой, волонтерской деятельности обучающихся.

Продолжится реализация программы социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России», создание центров детских инициатив. Также поставлена задача по построению единой системы и развития региональной сети военно-патриотического воспитания. Курс «Разговоры о важном», который стартовал в прошлом году, будет продолжен.

 

– Усилится ли профориентационная работа?

– С начала учебного года будет активно реализовываться система профессиональной ориентации для учащихся 6–11 классов, включая детей с ограниченными возможностями. Основной инструмент этой работы – Профориентационный минимум – единый и универсальный набор инструментов и практик для проведения мероприятий. Этот модуль также рассматривается как внеурочная деятельность.

 

– Перед образовательными организациями поставлены высокие цели и задачи. Как их выполнение связано с профессиональными, трудовыми правами работников?

– Условия, в которых работают педагоги, имеют немаловажное значение. Реализация ФГОС, федеральных образовательных программ требует от учителей повышения квалификации. Встает вопрос учебной нагрузки, времени для совершенствования педагогами профессиональных навыков. В прошлом учебном году мы отмечали высокий объем нагрузки, в отдельных муниципалитетах свыше 2-х ставок. Сейчас идет тарификация на новый учебный год, посмотрим, какие будут изменения. Высокая нагрузка объясняется дефицитом педагогических кадров, низким уровнем оплаты труда за ставку. Это сказывается на времени для дополнительного профессионального образования, физическом, эмоциональном здоровье. С 1 сентября вводится новый порядок аттестации педагогических работников. Как и ранее, профессиональная деятельность педагогов подлежит всесторонней оценке. Педагоги должны продемонстрировать методическую деятельность, трансляцию своего опыта, другую деятельность. Труд учителя не ограничивается только проведением уроков.

Активизация воспитательной работы с детьми влияет на трудовые права работников. Прежде всего, советников директоров по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями, должности которых были введены с прошлого учебного года. Однако до настоящего времени нормативно не решен вопрос с продолжительностью их рабочего времени, основного оплачиваемого отпуска, а также четко не определены должностные обязанности.

Например, реализация проекта «Разговоры о важном». Несмотря на указание минпроса о том, что этот час включается в план внеурочной деятельности и подлежит дополнительной оплате, в ряде муниципалитетов вменен классным руководителям без дополнительной оплаты. Открытым остается вопрос с оплатой за этот час в профессиональных образовательных организациях. Важно, чтобы занятие по профориентации школьников 6–11 классов с 1 сентября этого года также подлежало дополнительной оплате.

 

– Есть ли какие-то конкретные стимулирующие меры?

– Министерство образования Иркутской области в июле этого года приняло решение об увеличении на 30% размеров ставок, окладов по должностям работников областных государственных учреждений с целью поэтапного приближения их размеров к минимальному размеру оплаты труда. Напомню, до этого решения в областных государственных учреждениях, а также в преимущественном большинстве муниципалитетов доля ставки по должности учителя, преподавателя составляет 54% от величины МРОТ. С повышением – 71%.

Остается открытым вопрос принятия аналогичного решения в муниципалитетах для работников муниципальных образовательных организаций. Как мы понимаем, на региональном уровне ситуация с повышением ставок, окладов работников муниципальных организаций не координируется. Вместе с тем муниципальные образовательные организации входят в систему образования Иркутской области, работники участвуют в реализации единой образовательной политики, выполняют федеральные требования. По отношению к ним, к реализации их трудовых прав должны применяться единые подходы, единые принципы. Размеры ставок, окладов работников муниципальных образовательных организаций не могут быть ниже размеров ставок, окладов, установленных для работников областных государственных учреждений. Считаю, что решение вопроса «выравнивания» размеров ставок, окладов в системе образования Иркутской области в данный момент более чем актуально.

Не может быть так, чтобы для одних работников в Иркутской области, например, по должности учителя, размер ставки составлял 11 тыс. рублей, а в других районах – 8 тыс. рублей. Проблема еще в том, что повышение размеров ставок, окладов проводится в том числе за счет снижения объема средств на стимулирующие выплаты.

 

– Что бы вы хотели пожелать педагогам в новом учебном году?

– С образовательных организаций не снимается задача по формированию, становлению личности гражданина. На государственном уровне принимаются новые решения, перед системой образования ставятся высокие цели и задачи. Выполняют их работники образовательных организаций – руководители, педагоги.

Хочется, чтобы общество и родители с пониманием относились к этому, знали свой круг прав и обязанностей и по возможности избегали конфликтных ситуаций. Чтобы особый статус педагога, на признание которого направлен Год педагога и наставника, подтверждался не только словами и многочисленными мероприятиями, но и уважительным отношением, в том числе к правам.

Уважаемые коллеги! Новый учебный год будет интенсивным и насыщенным. Вспомните, каждый учебный год начинался с новых вызовов, требований, задач. И вы справлялись с ними. Здоровья вам физического и эмоционального, мира, добра, успехов и вдохновения.