Школа – точка отсчета, нулевой меридиан

В чем сегодня состоит задача учителя, какова его миссия в современном мире? С советником директора по воспитательной работе Марковской средней общеобразовательной школы Инной Падуевой мы говорим о воспитании, а получается о любви – к детям, людям, к жизни и делу, которому служишь.

 

Новый формат общения

– Инна Вячеславовна, чем вам приходится заниматься как советнику директора по воспитательной работе?

– Моя должность – про идею и смысл. Перед учительством сегодня стоит важная миссия. В новой для страны ситуации мы встрепенулись и поняли, что куда-то не туда шли. Нам сегодня нужно воспитать не потребителя, а гражданина, патриота, искренне любящего свою родину и людей, которые живут в этой стране. Наши дети должны вырасти добрыми, сопереживающими, дорожащими вечными базовыми ценностями – любовью, дружбой, взаимовыручкой.

 

– Как строите работу?

– Наша школа – это точка отсчета, нулевой меридиан. Перед современным подростком открыт весь мир, можно выбрать любую дорогу, любое направление для самореализации. Важно понять – нет границ, а есть большое количество шансов, и все границы только у нас в голове!

Моя задача – показать, сколько возможностей вокруг. Сейчас проводится много государственных программ, например «Большая перемена», «Вперед в будущее» и другие. В них много возможностей для ребенка, главное, их использовать. Необходимо показать, что каждый ребенок нужен своей стране, востребован, и через эту востребованность и любовь мы воспитываем человека, который любит свою родину.

 

– Современные дети зомбированы гаджетами. Вы с вашими устремлениями находите в них отклик?

– Дети у нас замечательные. Стоит задача – воспитать новое поколение, которое через 20 лет будет управлять страной. От нас зависит, как они это будут делать. На нас лежит большая миссия, и это просто надо осознавать.

 

– Какие программы, проекты у вас?

– Мы реализуем проект «Путь к успеху». Проводим ток-шоу, на которые приглашаем известных людей, внесших вклад в развитие области или прославивших регион. У нас уже побывали ведущий, шоумен Александр Еловский, режиссер, сценарист, продюсер Юрий Яшников, член Союза журналистов, писатель Виталий Комин, председатель областной общественной организации ветеранов разведки и подразделений спецназа Павел Матвеев и другие.

Это интересный для подростков формат общения, где они сами решают, с кем из героев встретиться. Дети подбирают информацию, находят темы для разговоров с лидерами общественного мнения. Этот проект задумывался как профориентационный, но шагнул дальше, дав возможность ребятам взглянуть на мир шире, найти нравственные ориентиры на примере героев, живущих среди нас. Ребята учатся на опыте тех, кто чего-то добился, состоялся в личном плане, сделал что-то нужное для нашей области и страны.

 

– Как воспитать патриота?

– Только своим примером, конкретными делами. У нас постоянно проводятся гуманитарные акции. Например, «Посылка солдату», где для участников СВО, наших земляков – старших братьев, отцов ребята собирали адресные посылки. Мы участвовали в акции «Дети России – детям Донбасса», собирали гуманитарную помощь, книги, канцелярию.

 

– Чего не хватает в обществе для патриотического воспитания?

– Возможно, не хватает патриотических фильмов, передач, стримов про конкретных героев России, которые сегодня, как и 100, 200 лет назад, отстаивают интересы нашей страны.

 

 

– А что может школа?

– Нужно проводить интересные мероприятия. Через деятельность воспитывать в детях сопереживание. Если мы готовим патриотический урок, например, про пионера-героя Зину Портнову, мы пойдем в музей. Ознакомимся с художественно- документальной литературой, которая посвящена этой героической девочке. Посмотрим про нее фильм. Детям нужно познакомиться с Зиной Портновой близко. И тогда приходит желание узнать про ее подвиг больше.

 

Все начинается с любви

– Советник по воспитательной работе – это же не только про патриотизм?

– Помните, как у поэта: «Все начинается с любви. Твердят – вначале было слово, а я провозглашаю снова – все начинается с любви». Наша задача – выпустить в мир людей неравнодушных, добрых, гуманных, сопереживающих, умеющих помогать другим. Сопереживание, сочувствие выливается в действия, в конкретную помощь. Для этого надо разбудить какие-то струнки в детской душе. Дети сегодня все какие-то не услышанные. Им не хватает родительского внимания, им нужно, чтобы их слушали и слышали. Они воспитываются через общение с педагогами, со сверстниками.

 

– Раньше была связка «школа–семья». Сегодня больше упования на школу. А родителям школьников вы бы какой совет дали?

– Ребенок – всегда отражение взрослого. Надо детей учить своим примером, относиться к ребенку бережно. Только в любви воспитывается настоящий человек.

 

– Расскажите немного о себе.

– Очень люблю театр. Мой сын Арсений учится в Иркутском театральном училище, поэтому я завзятый театрал.

 

– Какую последнюю постановку смотрели?

– Рекомендую всем сходить на постановку ребят театрального училища «Сны Раскольникова» по роману «Преступление и наказание». Казалось бы, что нового можно увидеть в образе Раскольникова? Но там такая шикарная постановка, просто перетряхивает сознание. Оттуда выходишь и несколько дней находишься под впечатлением.

 

– Литературой можно воспитать ребенка?

– Увы, дети сейчас мало читают. Знакомство с классикой можно начать и с постановок, потом ребенок, возможно, потянется к книге. Детей сегодня сложно чем-то удивить. Но можно простыми мероприятиями, испытанными формами и методами работы. Детям сейчас не хватает простого общения между собой, им легче и проще общаться в соцсетях.

Мы проводим творческие вчера в школе, например, вечер игры на гитаре произвел фурор, там яблоку негде было упасть. Это удивительное единение учителей и детей. Там можно было пообщаться, послушать музыку, найти точки соприкосновения.

 

Мир принадлежит тому, кто ему рад

– Какие планы на ближайшее будущее?

– У нас задумано много творческих вечеров. Например, «Проектная ночь». Эту ночь дети проведут в школе, их ждет ужин при свечах, квест, командообразующие мероприятия. Потом мы предложим каждой группе придумать для школы полезный проект, дело, которое будем реализовывать в течение года. Мы стремимся проводить мероприятия, которые, казалось бы, не основные, не школообразующие, но они влияют на то, чтобы ребенку было интересно находиться в школе, интересно жить.

 

– Как еще можно зажечь, заинтересовать детей?

– Верить самому в то, что ты делаешь. Очень важно любить не просто детей, а любить людей. Если ты работаешь в социальной сфере и не любишь людей, с которыми общаешься, у тебя ничего не получится. Мое жизненное кредо – «Мир принадлежит тому, кто ему рад». С этим посылом нужно идти по жизни.