08.11.2023 12:50
Рубрики
Общество
Фото
Елены Твороговой, Анатолия Бызова, Романа Михайлова, Анастасии Попиловой
Фото:
Елены Твороговой, Анатолия Бызова, Романа Михайлова, Анастасии Попиловой
08.11.2023 12:50

Вредный «зеленый камуфляж»

Как провести экологическую акцию без ущерба для…экологии

Экологические акции, которых с каждым годом становится все больше, далеко не всегда приносят пользу самой природе. В категорию подобных может попасть даже такое доброе мероприятие, как «Синичкин день» или массовый ледовый переход по Байкалу. Почему так происходит, какие инициативы и проекты действительно эффективны для окружающей среды, на что следует обращать внимание организаторам экологических активностей – эти вопросы иркутские экологи обсудили на практической конференции в областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского.

 

О пользе многоразовых бахил

Конференцию «От экоактивизма к социально преобразующим проектам» при поддержке фонда президентских грантов провел молодежный благотворительный фонд «Возрождение земли сибирской». Библиотека имени Молчанова-Сибирского, любимая «Молчановка», неспроста была выбрана местом ее проведения. В учреждении обращают внимание на экологию даже в таких, казалось бы, мелочах, как использование на кофе-брейке стеклянной посуды вместо одноразовой пластиковой. Есть у библиотекарей и другая интересная инициатива:

В этом году мы актуализировали свои знания на курсах, которые проводил фонд «Подари планете жизнь», и выиграли микрогрант на 25 тысяч рублей. Вроде совершенно небольшие деньги. Мы заявили, что сошьем 300 пар многоразовых бахил для посетителей читальных залов. Проект называется «Вторая жизнь текстиля». Мы собирали старые джинсы и другую плотную ткань, способную выдержать много стирок. За 23 тысячи рублей купили швейную машинку, а на оставшиеся деньги – качественные ножницы и резинки для бахил, – уточнила куратор экологических программ Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского Ольга Вишнякова.

 

Новая география старых вещей

Сейчас кроить и шить бахилы помогают «серебряные волонтеры» из Клуба активного долголетия. Из одной пары джинсов удается сделать лишь две пары бахил. На оставшуюся ткань тоже есть планы. Тем более библиотека сотрудничает с известным проектом по сбору ненужных вещей «Вторник» и благотворительным фондом «Сначала».

Их представители на конференции сообщили, что за 2022 год иркутяне принесли во «Вторник-боксы» в общей сложности более 120 тонн одежды, обуви и других вещей. На минуточку, это вес трех кашалотов. Часть вещей общественники передали на благотворительность, часть реализовали в магазинах, а ветошь отправили в переработку.

В Иркутской области предприятий по переработке текстиля нет. Мы отправляем его в Новосибирск или во Владивосток. Там на заводах стоят станки, которые делают разволокнение ткани, и получается такая вата. Она используется как утеплитель для набивных матрасов, обтирочная ветошь. Но мы не принимаем нижнее белье и чулочно-носочные изделия, носок банально не проходит в станок для разволокнения, размер вещи должен быть не менее стандартного листа бумаги для принтера, – пояснила руководитель фонда «Сначала» Мария Косторная.

 

Экологическое, социальное, корпоративное

Директор БФ «Подари планете жизнь» Наталья Еремеева поделилась с участниками встречи своими рекомендациями по повышению эффективности экологического просвещения. В фонде сформировалась целая система по просветительской работе. Организация уже способствовала созданию 17 экоклассов в школах Приангарья. Там школьников готовят в качестве будущих ESG-стратегов. ЕSG расшифровывается как экологическое, социальное и корпоративное управление. Совокупность этих характеристик сейчас применяют крупные промышленные и финансовые компании. А пока будущие стратеги, даже учась в пятом классе, могут получить микрогрант на свои инициативы.

 

 

Мы даем знания по блокам: ресурсы планеты, человек и животные, лес и климат. Предлагаем детям самим провести в год всего пять уроков. Но они, с учетом общего количества школьников, всегда делают больше, есть дети, которые в год проводят почти по 200 уроков. Таких ребят мы всячески поддерживаем. Мы заранее ориентируем всех наших просветителей, чтобы мероприятие было построено по принципу: 20% знаний, 80% практики. У наших детей бонусная система. За проведенный урок они зарабатывают от двух до пяти баллов, а за экоакцию сразу от 20 до 50. Мы понимаем, что акцию провести труднее, – отметила Наталья Еремеева.

Иркутская область не раз становилась местом рождения интересных идей. Например, фонд «Подари планете жизнь» несколько лет назад учредил «Знак экологической культуры», «Молчановка», кстати, получала его трижды.

 

Исчезающий тюльпан украсит эмблему «зеленого» знака

Каждый год эмблемой конкурса становится определенный редкий вид флоры или фауны. В конце октября было объявлено о старте приема заявок на получение этого регионального экологического знака в четвертый раз. За достижения в деле охраны окружающей среды в 2023 году лауреатам вручат знаки с изображением тюльпана одноцветкового – растения, которое находится под угрозой исчезновения в Иркутской области. Уникальность данного конкурса заключается в том, что в нем на равных участвуют организации любой формы собственности от сельских детских садов и школ до некоммерческих организаций и крупных бизнесов.

Лауреаты смогут еще и претендовать на получение микрогрантов для реализации своих проектов. Помимо фондов «Подари планете жизнь» и «Возрождение земли сибирской» учредителями знака выступили и региональные операторы по обращению с отходами. Поддерживает начинание правительство Иркутской области.

Как заметила эксперт Общественной палаты ИО Нина Абаринова, которая много лет была заместителем министра природных ресурсов и экологии Иркутской области, в самом начале предполагалось, что одним из критериев для получения знака должны быть сортировка и раздельный сбор твердых коммунальных отходов:

Когда в 2019 году это только начиналось, общая стратегическая задача, что будет делать Иркутск – отдельно собирать мусор или сортировать – еще не была обозначена. Допустим, я недавно ездила в Питер и увидела эту государственную стратегическую задачу решенной на практике. Там оборудованы контейнерные площадки, на которых установлены огромные контейнеры для раздельного сбора отходов. У нас все сейчас происходит на уровне инициатив отдельных организаций. Более того, готовилась Стратегия развития Иркутской области до 2030 и 2036 года, и в стратегических документах региона пока тоже нет явного направления, как мы будем обращаться с ТКО в Иркутской области.

По словам эксперта, только школ в регионе порядка 800 и примерно столько же детских садов – их все можно было бы охватить практикой раздельного сбора отходов. А если бы присоединились около 500 турбаз в Центральной экологической зоне Байкала, от этого всем было бы только лучше.

 

О вреде линейной экономики

Руководитель экоцентра «RЕ.Фабрика» Наталия Васильева продолжила тему раздельного сбора отходов. 92% содержимого обычного мусорного ведра, которое отправится на свалку, можно переработать. Но отходы гниют и отравляют окружающую среду. Или, наоборот, веками не разлагаются. Общая площадь только санкционированных полигонов в стране составляет 4 млн гектаров. При этом бытовые коммунальные отходы – лишь верхушка мусорного айсберга. Есть огромные массы промышленных отходов.

Часто мы используем невосполняемые ресурсы с большими экологическими издержками. Производим продукцию, которая спустя короткий срок отправляется в мусор, его мы тоже оплачиваем, загрязняем свежие ресурсы. Это линейная экономика, по факту – превращение наших ресурсов в токсичный мусор. Выход – циклическая экономика, когда мы замыкаем весь цикл жизни наших отходов, – уверена Наталия Васильева.

Она дополнила, что в стране более 2,5 тыс. переработчиков (из них более 25 в нашем регионе) испытывают дефицит сырья. Однако давно доказано, что выгоднее использовать вторичный, а не первичный ресурс, а заботиться о природе сейчас – модный тренд. Но где есть мода, есть и подделки. В случае с экологией – это гринвошинг.

 

Неправильные кормушки

«Зеленый камуфляж» – что это такое? Допустим, когда в школе объявляют конкурс поделок из пластиковых стаканчиков. Его участники в итоге скупают больше пластиковой одноразовой посуды. А рост потребления не самых полезных природе товаров никак не способствует ее охране. Президент фонда «Возрождение земли сибирской» Елена Творогова привела и другие примеры:

Для меня боль, когда я слышу: «Экологическая акция – ледовый переход по Байкалу». 100–200 человек разными видами транспорта доставляются на берега Байкала. Там организуется горячий обед, всем нужно сходить в туалет: идти-то далеко. Потом мы радостно выходим на лед большой колонной с сопровождением МЧС, медиков. С песнями, речевками, иногда с музыкой – чтобы весело было, движемся по льду озера. А ведь существует еще и шумовое загрязнение. В итоге мы дарим Байкалу подарок со знаком минус.

Также, по мнению Елены Твороговой, не всегда дают нужный эффект акции в «Синичкин день». Дети делают кормушки для птиц, зачастую не зная особенностей строения пернатых, нередко, мягко говоря, спорных материалов. Потом та же картонная коробка просто висит бесполезно на дереве, со временем падает и засоряет окружающую среду. Уж лучше бы ее сдали с макулатурой.

 

 

Или палаточные лагеря, которые организаторы называют «экологическими», – от таких стоянок обычно экологии больше вреда, чем пользы. Поэтому учитывать нужно в первую очередь не массовость и затраченные на мероприятия усилия, а их полезность. А главное – следует честно отдавать себе отчет, насколько эффективным будет итог той или иной акции.

Ведущий научный сотрудник кафедры теории и истории государства и права Иркутского юридического института (филиал) Университета прокуратуры РФ Ярослава Дицевич обратила внимание на другой нюанс, связанный уже с природоохранными противостояниями общественности и власти:

Сегодня мы не можем повлиять индивидуально на то, что происходит на законотворческом уровне. Но мы можем собраться вместе и адекватно, без пустых криков обсудить проблему. Мой главный совет всем, кто противостоит каким-то законотворческим инициативам или решениям органов власти – нужно взвешенно и адекватно подходить к вопросу. И обязательно с привлечением ученых разных институтов, потому что экология и охрана окружающей среды – достаточно большая сфера. А ученые, конечно, переживают за Байкал. Мы понимаем, насколько сложно, а порой и вовсе невозможно восстанавливать нарушенную экосистему, возмещать экологический вред, как бы ни старались органы власти.

 

Берите пример со Слюдянки

Положительным примером сплоченной работы общественности, власти и бизнеса может стать опыт Слюдянки. Завотделом по информационно-библиографической и эколого-краеведческой работе межпоселенческой центральной библиотеки Слюдянского района Марина Карабанова поделилась историей, как инициатива библиотекарей превратилась в большую программу благоустройства. Библиотекари изначально задумали сделать информационные аншлаги возле местной достопримечательности. Так родился проект «Живой родник». Он получил финансирование энергетиков.

 

 

В краеведческой лаборатории выбрали лучшие работы, информация была размещена на стендах возле Серебряного родника. Со временем к делу подключалось больше детей и взрослых. Партнеры библиотеки из НКО «Байкальский берег надежды», администрации Слюдянки при содействии РЖД подготовили новый проект благоустройства территории «Иду на пик».

 

 

Теперь на тропе сформированы деревянные настилы, что позволяет сберечь почву от вытаптывания, – пояснила Марина Карабанова. – Территорию родника в день посещают сотни людей, это огромная нагрузка на нее. Кто-то даже не знал, что там есть эндемики, которые нельзя рвать. Теперь информация об этом есть. Доступ к роднику получили люди с ограниченными возможностями. Мало того, администрация планирует дальше по тропе создать экопарк. Вот так наш проект стал началом интеллектуального наполнения экологической тропы, сформировал активное сообщество с экологическим мировоззрением, а для прекрасного перевоплощения территории был нужен маленький толчок.