Бюджет непростой, но стабильный

С каким бюджетом Иркутская область встретит новый год? Ответ на этот вопрос предстоит найти депутатам Законодательного Собрания во время четвертой сессии, которая проходит 15 ноября. Предварительно проект главного финансового документа был всесторонне рассмотрен на совместном заседании комитетов и комиссий, его обсуждали главы муниципальных образований и депутаты местных дум, бюджет внимательно изучили на публичных слушаниях, которые прошли на площадке Заксобрания.

 

Проект главного финансового документа

В предстоящем трехлетнем периоде прогнозируется рост собственных доходов на 44 млрд рублей к 2027 году, сообщила министр финансов региона Наталия Бояринова. Она также отметила, что в 2024 году в Иркутской области будет реализовываться 13 национальных проектов, их общее финансирование составит около 67 млрд рублей. Почти 64% расходов годового бюджета планируется направить на социальную сферу. В том числе предусмотрено увеличение МРОТ на 18,5% с 1 января следующего года.

Трехлетний бюджет непростой, но в целом сбалансированный и стабильный. Мы взяли на себя ряд обязательств, реализуем указы президента России Владимира Путина, участвуем в национальных проектах, решаем задачи, связанные с поддержкой участников СВО и членов их семей. При этом мы поддерживаем муниципальные образования, направляем средства на развитие территорий, – подчеркнул губернатор Игорь Кобзев.

Укрепление финансовой обеспеченности муниципальных образований остается одним из приоритетов областного правительства при рассмотрении вопросов межбюджетных отношений. Как пояснила министр финансов региона, ряд предложений, обсуждаемых в течение года совместно с муниципальным сообществом, нашли отражение в законопроекте о бюджете на предстоящий трехлетний период. Так, в 2024 году на сводный индекс потребительских цен увеличен объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности для муниципальных районов и городских округов.

Кроме того, принят закон, позволяющий дополнительно передать в местные бюджеты нормативы от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Благодаря этому муниципалитеты в следующем году могут рассчитывать на дополнительный финансовый ресурс общим объемом порядка 2,2 млрд рублей, – сказала Наталия Бояринова.

Министр также напомнила, что поддержка городских и сельских поселений будет продолжена посредством введенного в 2022 году механизма – субвенций на выравнивание поселений. Продолжится и поддержка отдельных муниципальных образований, направленная на увеличение их экономического потенциала. На эти цели в проекте бюджета предусмотрено 6 млрд рублей.

Планируется сохранить практику премирования муниципалитетов, достигших наилучших показателей по доходам бюджета, а также продолжить премировать территории, которые идут по пути укрупнения. Общий объем на премирование в следующем году увеличится на 100 млн рублей и составит 700 млн рублей.

 

Выполнить взятые обязательства

Депутаты Законодательного Собрания обратили внимание на то, что в бюджете не учтены некоторые поправки, которые были приняты при рассмотрении бюджета на 2023-й и плановый период 2024 и 2025 годов. Вице-спикер Наталья Дикусарова напомнила, что парламентарии в прошлом созыве одобрили поправки, касающиеся субсидий на школьные учебники, школьные стадионы, кабинеты физики, химии и биологии, которые необходимы образовательным учреждениям. Они также предусматривали приобретение передвижных аппаратов флюорографии и маммографии в территории Иркутской области. Наталья Дикусарова подчеркнула, что эти поправки были разработаны консолидированно с правительством и губернатором региона, и их необходимо учесть в проекте бюджета.

Парламентарии также обратили внимание на необходимость усилить поддержку сельского хозяйства, завершить работы в территориях, пострадавших от паводка в 2019 году, отметили эффективную работу по поддержке муниципальных образований.

Особое внимание необходимо уделить дефициту регионального бюджета, считает председатель Законодательного Собрания Александр Ведерников. Проектом закона он предусмотрен в размере 12,4%, при этом соглашением с федеральным министерством финансов предусмотрен предельный дефицит 10%.

Прошу Контрольно-счетную палату посмотреть статистику по Сибирскому федеральному округу, потому что в некоторых регионах предельный уровень дефицита, предусмотренный соглашениями с минфином, может быть выше. А это новые дороги, школы, детские сады, которые мы могли бы построить. Давайте опираться на опыт соседних регионов, – сказал Александр Ведерников.

Он также отметил, что именно оценка аудиторов КСП поможет депутатам Законодательного Собрания принять сбалансированный качественный проект бюджета, по которому регион будет жить ближайшие три года.

 

Предложения ко второму чтению

На заседании комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, которое прошло под председательством Александра Лаутина, депутаты выступили с рядом предложений ко второму чтению проекта областного бюджета.

 

 

Парламентарии предложили рассмотреть вопросы по включению финансирования некоторых объектов в следующем году, в том числе школы в Иркутске и Иркутском районе, Нижнеилимском, Бодайбинском районах, капремонт инфекционного отделения Ольхонской районной больницы. Также в решение комитета вошли вопросы увеличения сумм, направляемых на благоустройство сельских территорий, поддержку агробизнесобразования, создание многофункциональных спортивных площадок и спортивных кортов.

Депутаты предложили профинансировать капитальный ремонт медицинских учреждений, не вошедших в программу модернизации, строительство амбулаторий. Дополнительные средства рекомендовано предусмотреть и на создание модельных библиотек, развитие материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек, сохранение объектов культурного наследия религиозного значения. Отдельным вопросом стало финансирование инициативных проектов. Вышеперечисленные предложения депутаты областного парламента направили в правительство региона.