Будет ли иркутская история у Академии джаза?

Большим событием фестиваля «Джаз на Байкале» в этом году стал конкурс молодых исполнителей. Было подано 110 заявок из Москвы и Санкт-Петербурга, Иркутской и Белгородской областей, Кургана, Читы и Благовещенска, а также Республики Бурятия. Участники боролись за победу в номинациях: джазовые соло, ансамбль, оркестр, вокал, вокальный ансамбль.

 

Наблюдения за талантами

Председатель жюри конкурса «Джаз на Байкале» Яков Окунь оценил, что среди конкурсантов было много прекрасных исполнителей, отметил и колоссальную работа педагогов:

Особенно я бы хотел отметить, что был потрясающий педагог-гитарист из Черемхово. Дети играли обработки, очень качественно сделанные. Можно было бы издать эти обработки в нотном виде, это может стать прекрасным детским пособием.

Ученики педагога из Черемхово играли не замшелые этюды позапрошлого века, а джазовые стандарты в его обработках, – добавил Кирилл Мошков, российский журналист, джазовый обозреватель. – Произвели впечатление ребята из московской «Академии джаза», любопытным показался юный саксофонист из Петербурга. Мы, может быть, строго оценивали, не дали Гран-при никому. Хотя дети, безусловно, одаренные. Может быть, если продолжат заниматься, а педагоги в должной мере помогут, то, вновь приехав сюда, займут более высокие места.

Кирилл Мошков сказал, что ему, когда принял решение войти в число жюри конкурса, было очень интересно, что происходит с подготовкой молодых музыкантов вдали от столичных городов России:

Многие ребята из регионов в итоге все равно оказываются в столице. Не секрет, что Москва – это такой пылесос, который высасывает массу кадров со всей страны, просто потому, что там есть работа. В столице очень много музыкантов, конкуренция, может быть, не такая, как в Нью-Йорке, но она значительная. И нам очень интересно, откуда эти люди берутся, причем на раннем этапе.

 

Открытие года

В этом году приз в номинации «Открытие года» получила пианистка и композитор Василиса Некрасова, студентка Иркутского областного музыкального колледжа им. Шопена. Девушка исполнила на конкурсе произведение собственного сочинения.

Председатель жюри Яков Окунь, а также другие судьи, отметили высокий уровень исполнительского мастерства конкурсантки. Именно Василиса отправится в творческую поездку в Новосибирск и выступит на одной сцене со своими юными коллегами из Новосибирского Дома Джаза.

Мы выбрали Василису, потому что она представила интересную работу собственного сочинения, которую не просто сама написала, но еще и исполнила. Это не единственная авторская композиция, которая прозвучала на конкурсе, но единственная, которую было интересно слушать, – пояснил Кирилл Мошков.

Педагогам и конкурсантам он рекомендовал больше следить за тем, что происходит в джазовом искусстве. Современный джаз не заканчивается на 80-х годах. Если брать во внимание репертуар, с которым выступают молодые музыканты, кажется, что их педагоги считают именно так. Эксперты посоветовали почаще заниматься повышением квалификации.

 

 

Лекции и мастер-классы

Руководитель и генеральный продюсер фестиваля Александр Филиппов обратил внимание, что в этом году был расширен образовательный блок «Джаз на Байкале». В Доме молодежи прошли открытые мастер-классы, лекции, творческие встречи, к которым был проявлен колоссальный интерес. Приглашенные эксперты объяснили музыкантам, где взять ресурсы на творческий проект, как работать с грантами. Отдельный мастер-класс был посвящен основам проектирования музыкальных инициатив. Очень интересной была творческая встреча с народным артистом России Игорем Бутманом, который также поделился впечатлениями:

Задавали хорошие вопросы о лидерстве, о том, как попасть в мой оркестр. В этой беседе я ориентировался на свой опыт работы с руководителями, бэнд-лидерами.

 

Первый фильм о российском джазе

Завершилась образовательная часть тематическим кинопоказом фильма «Джаз-100» с последующим обсуждением. Это первый фильм о российском джазе. Его историю рассказывают (в кадре и за кадром) ведущие джазовые музыканты страны, в том числе автор идеи и один из продюсеров фильма Игорь Бутман.

Мне кажется, что фильм этот – событие, потому что у нас еще никогда не было документального кино, которое бы рассказывало всю историю российского джаза, и мы сделали такую попытку, – считает Кирилл Мошков, автор сценария фильма. – Сейчас делается телеверсия, которую, как мы надеемся, скоро увидит вся страна. После показа было обсуждение. Меня очень порадовало, что задавали вопросы, связанные с кинематографом, работой оператора, режиссера. И я очень старался ответить на эти вопросы, отдуваясь за всю творческую группу. Также зрители делились впечатлениями, и я очень рад, что эти впечатления главным образом положительные.

Фильм «Джаз-100» особенно было бы полезно посмотреть молодым музыкантам, чтобы знать, частью чего они являются, на кого нужно ориентироваться, считает Игорь Бутман:

Одна девочка сказала, что играет на трубе, рояле, барабанах. Ей 12 лет. Правда, она не знает, кто ей нравится из трубачей, пианистов, барабанщиков. Это, я считаю, один из пробелов образовательного процесса. Мы должны знать великих музыкантов, музыкальную литературу. Над этим надо работать. Надо нашим детям рассказывать про музыкантов, которые были и есть. Про того же Геннадия Гольштейна, Георгия Гараняна, Германа Лукьянова, Алексея Козлова и про массу других людей, о которых мы говорим в фильме.

 

Повод для нового фестиваля

Большой интерес к конкурсной программе стал поводом для создания студенческого джазового фестиваля, который запланировали на лето следующего года. Такое решение было принято во время личной встречи губернатора Игоря Кобзева с Игорем Бутманом. Кроме того, возможно, в Иркутске через какое-то время появится академия джаза.

Джазовый фестиваль пройдет в июне следующего года с участием признанных мастеров и студенческих коллективов. Мы наметили планы, показали наше видение, обменялись идеями, планами. Будем разговаривать с губернатором и мэром Иркутска о создании академии джаза, где джаз будет основным предметом обучения, плюс, конечно, вся современная музыка. Хочется, чтобы рок, электронная музыка исполнялись на более высоком уровне, чем сейчас. Нам нужны хорошие звукорежиссеры, для этого надо обучать, нам нужны люди, которые могут создавать аранжировки, новую музыку, которую мы призываем молодых музыкантов писать. Они пишут, но не сказать чтобы это было в приоритете, – поделился планами Игорь Бутман.

 

Фестиваль «Джаз на Байкале» в 2023 году проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.