С верой в нашу победу

Священник Евгений Старцев семь раз побывал в зоне проведения СВО

По благословению Митрополита Иркутского и Ангарского Максимилиана настоятель Михайло-Архангельского Харлампиевского храма Иркутска, протоиерей Евгений Старцев, руководитель благотворительного фонда «Спаси и сохрани» за два года лично совершил семь поездок и отправил четыре фуры с гуманитарной помощью на новые российские территории. Недавно отец Евгений вернулся из очередной поездки. От Законодательного Собрания Иркутской области настоятелю Харлампиевского храма вручили благодарственное письмо за активную гражданскую позицию, развитие добровольчества и гуманитарную помощь в зоне СВО.

 

Фонд работает

В Рубежное, Горловку, Кременную и другие донецкие и луганские города, на Херсонщину, неравнодушные иркутяне за два года отправили тонны продуктовых и гигиенических наборов, других необходимых вещей для гражданских и военных. Для наших воинов приобретались снаряжение, спецсредства, автомобили. В благотворительном сборе фонда участвовали Свято-Троицкий приход города Улан-Батора, школы, детские сады, университеты Иркутской области, Иркутское отделение ОНФ, прихожане Михайло-Архангельского Харлампиевского храма и огромное число просто неравнодушных людей.

Во время поездок отец Евгений служил в храме Сергия Радонежского, построенном воинами в прифронтовой зоне, в лесу крестил, исповедовал и причащал бойцов. Во время командировок госпиталю в Рубежном передавал очередную партию комплектов пижам и постельного белья, изготовленных в рамках проекта Харлампиевского храма «Спаси и сохрани защитников России», реализуемого при поддержке и на средства фонда президентских грантов.

В одной из командировок отец Евгений большую часть груза передал в Свято-Никольский монастырь в село Благодатное Херсонской области.

 

 

– Фонд и храм собирают гуманитарную помощь. Это наш долг, церковь всегда должна быть с народом, с лучшими людьми, которые находятся в зоне СВО.

 

– Как живут люди на новых территориях?

– Гражданским живется очень тяжело. Россия пришла, меняется жизнь, но это происходит не быстро. Людям, у которых случился слом жизни, переоценка всего, не позавидуешь. Там, где не ведутся боевые действия, возобновлена жизнь, идет социальная работа, видна забота о людях, работают школы, уцелевшие предприятия, ремонтируются дороги.

 

 

Но в целом напряжение, вызванное боевыми действиями, серьезное. О комфорте и благополучии речи не идет. Есть и те, кто не очень-то рад нашему приходу, так называемые ждуны.

Но это ничего не отменяет, наоборот, заставляет нас отнестись ко всему трезво. Этим людям надо максимально помогать, чтобы они поняли: Россия – это последнее пристанище в добром отношении к людям. Я имею в виду те принципы, которые живут в нашем народе.

Да, и у нас не без недостатков и проблем. Но в целом Россия живет идеями милосердия, справедливости и любви. Если кто-то живет иначе, это его выбор и право. Люди, которые живут на наших новых территориях, думаю, придут к этому рано или поздно.

 

Вера на войне

– Насколько важна вера на фронте? Как проходит богослужение в окопах?

– Вера нужна любому человеку. А на войне нужна хотя бы потому, что человек может попрощаться с жизнью в любой момент. Там, где верующие люди, там и проводятся молебны, литургии, беседы. Священники для этого и существуют. Можно приехать в окоп, в самую грязь войны и сказать: «Сынок, ты должен сегодня покаяться и причаститься».

 

 

Мы даже можем видеть чудо, хотя это и не главное. Например, когда люди после причастия и покаяния могли погибнуть и не погибли. Бои – это хаос, бесконечное стечение разного рода обстоятельств. И молитва помогает оставаться человеку самим собой, даже если он должен кого-то убивать или командовать боем.

Церковные таинства проводятся в землянках, на полянах, в лесу. У нас есть передвижной храм на колесах. Когда-то мы также служили при военных действиях на Северном Кавказе.

 

– Приходилось ли в поездках взаимодействовать с представителями других конфессий?

– Да, с мусульманами, например. Солдаты мусульмане просили меня привезти имама. Они верующие люди, у них своя религиозная практика. Я знаю многих из них, есть знакомый паренек-татарин, доброволец, который пошел воевать, четко понимая, что идет борьба добра со злом.

Мы снимаем сегодня документальный фильм «Брат ты мне. Фильм второй», посвященный взаимоотношениям русского и бурятского народов, живущих на нашей земле по соседству и вставших на ее защиту рука об руку. Сегодня в зоне СВО находится немалое количество бурят, вместе с русскими и другими народами выполняют свой долг.

Прямо сейчас на передовой пишется новая история, которую необходимо фиксировать, интерпретировать и доносить до зрителя. Очевидно, что за ведением специальной военной операции стоит этническое многообразие и единство российской армии.

 

Что такое Россия?

– Есть ли какие-то случаи, которые удивляли вас в поездках?

– Все состоит из таких случаев, из таких картин, которые лично мне объясняют присутствие бога в каждой секунде жизни. Я видел много примеров добра и милосердия, где люди, сами лишенные чего-то, делились друг с другом необходимым. Военные помогали мирным, гражданские помогали военным.

 

 

Солдаты, которые на себе выносят друг друга с поля боя тому пример. Знаю случай, когда товарищ тяжело раненого солдата нашел слова, чтобы уговорить того из последних сил напрячься и залезть в лодку на переправе.

 

– Вам приходилось общаться с военными с той стороны?

– Были и такие случаи. Люди не представляют себе, что такое Россия, они о нас ничего не знают. Их представления о нас изуродованы, им кажется, что мы какие-то чудовища.

При всей, может быть, где-то неустроенности нашей жизни, мы люди совершенно другой цивилизации, о которой они не имеют никакого представления.

 

 

 

Это все западный взгляд на русского человека, который имеет место последние лет 900, лживое и извращенное понятие о России. Это в западных странах внушали обывателям, это внушили и нашим соседям украинцам. Более того, и нам самим постарались внушить, что мы какие-то недотепы, и мы в это почти поверили. Но Россия имеет такие глубинные смыслы, она настолько сильна, велика укорененностью в своей исторической ретроспективе, правде, что так просто ее не обнулить и не интегрировать.

Россия сама себя недооценивает, это такая страна, которой не надо ни перед кем оправдываться, надо знать себе цену. И еще мое личное суждение. Мы к себе вернули уважение, когда победили международный терроризм в войне на Северном Кавказе. А теперь чеченский народ с нами воюет за Россию.

 

Ради чего мы живем?

– Сегодня некоторые живут так, словно ничего не происходит, нет никакой специальной военной операции. Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?

– Сегодня идет бой за нашу православную веру, великую историю, за наш русский мир. В глобальном смысле – идет борьба добра со злом, и это не абстрактные понятия. Человек должен определиться: что для него добро, готов ли он это добро защищать или сберегать. Если добро для кого-то – это теплое, пушистое житие, сплошные удовольствия – ну и живите с этим своим добром. Только это не добро, а зло, облеченное в овечью шкуру. Твое такое добро кроме тебя никому не нужно и никому неинтересно.

 

 

Но есть люди, которые расстаются с таким «добром», бизнесом, успешной карьерой, благополучной жизнью и уходят защищать Родину. Ими руководит что-то большее – чувство справедливости. Мало того, они готовы умереть за эту справедливость.

Очень важно понимать сегодня ради чего ты живешь. Это каждый решает сам. Но мы должны быть последовательны в утверждении добра. Добро – это конкретные принципы, конкретные смыслы и поступки.

 

– Вы стали делегатом Всемирного русского народного собора, который состоится в конце ноября в Москве. О чем там пойдет речь?

– О настоящем и будущем русского мира, о соборности. Там будут работать несколько секций о демографии, вопросах образования, миграционной политике, экономике, молодежная, и так далее. Предстоит понять – куда мы идем, и над чем предстоит работать.