24.01.2024 12:33
Рубрики
Общество
Фото
из архива Илоны Толстоуховой
Фото:
из архива Илоны Толстоуховой
24.01.2024 12:33

Страну меняют люди

Подводим итоги Года педагога и наставника

Указом президента России Владимира Путина 2023 год был определен как Год педагога и наставника. Масштабные инициативы по поддержке особого статуса педагогических работников и профессионалов, ведущих наставническую деятельность, были организованы по всей стране. Одной их таких инициатив министерства науки и высшего образования РФ стала программа «Женщины: школа наставничества», наставником в которой стала наша сибирячка Илона Толстоухова, предприниматель-новатор и активный общественный деятель Байкальского региона и России.

 

– Илона Сергеевна, в декабре в министерстве науки и высшего образования Российской Федерации состоялась торжественная церемония подведения итогов федерального проекта «Женщины: школа наставничества», какой проект вы представили?

– Очень нужный и своевременный проект школы объединил на своей площадке ведущих представительниц государственных органов власти, ректорского корпуса вузов, бизнеса и учреждений культуры, для которых наставничество – дело жизни. Ведь сегодня для образовательного и кадрового суверенитета страны наставники нужны во всех сферах. В треках «Наука и технологии», «Креативные индустрии», «Бизнес-трек», «Образование и инновации» приняли участие 140 наставниц из 19 российских регионов и 155 студенток представили 55 регионов.

Вместе с Верой Галиевой, студенткой ИГУ, в рамках трека «Креативные индустрии» совместно с наставниками Иркутской области мы разработали проект «Строим вместе города». В фокус внимания мы поставили школьников 8–11 классов, которые находятся на этапе выбора будущей профессии. В команду наставников вошли Ольга Часовитина (министерство строительства Иркутской области), Денис Воронов (общественный совет при министерстве строительства Иркутской области), Юлия Андреева (заместитель руководителя технопарка Физтех-лицея им. П.Л. Капицы), Сергей Астафьев (Байкальский государственный университет).

Подводя итоги, Вера Галиева сказала: «В нашем проекте мы уделяем особое внимание важной для Иркутской области задаче – решению вопроса дефицита квалифицированных специалистов и повышения престижа профессий в строительной сфере, ведь именно молодому поколению предстоит строить современные города и будущее России». Эти слова лучше всего отражают суть нашей инициативы.

 

– Илона Сергеевна, почему вы решили принять участие в проектах, связанных с наставничеством?

– Мне кажется, что в этой системе мы живем всю свою жизнь, и в какой-то момент переходим из роли наставляемого в роль наставника. Если у человека есть внутренняя потребность и понимание, что можешь чем-то поделиться, то это необходимо сделать.

Если рассматривать этот процесс глобально, то с самого начала человеческой цивилизации люди делились опытом, который помогал создавать крепкие поселения, двигать научно-технический прогресс и улучшать жизнь. На мой субъективный взгляд, эволюция человеческой цивилизации стала возможна благодаря наставничеству, и этот уникальный процесс по праву можно назвать главным инструментом развития.

В 2017 году я пришла в интеллектуальный деловой клуб «Байкальские стратегии», который объединил лучших представителей регионального бизнеса и науки, работающих на благо своего региона и страны, и с уверенностью могу сказать, что благодаря примеру этих людей наставничество – это правильная человеческая норма.

 

– Кого вы можете назвать своим наставником?

– В жизни каждого из нас есть люди и территории, которые дают возможность увидеть лучшее решение и перенять опыт для движения вперед. И мне очень повезло, так как с самого детства у меня был в жизни наставник. Первым моим наставником был мой дедушка Яков Петрович Демидов, с большой буквы человек, как говорили про него друзья, коллеги и все, кто его знал. Для меня он был примером основы традиционных ценностей и служения своему Отечеству. С детства мне он рассказывал и показывал свои рацпредложения (аспиранты моей тети защищали свои кандидатские на его рацразработках), и мне тогда казалось, что всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов двигает весь научно-технический прогресс планеты. И я, глядя на этих увлеченных людей, мечтала стать рационализатором и новатором.

Не могу не сказать со словами благодарности о втором в моей жизни наставнике – Ольге Леонидовне Скороходовой. Она стала для меня наставником-проводником в сложные девяностые, когда рушились все идеалы, и осталась моим наставником до конца своих дней. Профессионал, талантливый руководитель, настоящий друг и человек. Она была примером не только для меня, но и для многих учителей и детей, руководителей и политиков, воспитав не одно поколение людей, служащих своим делом России.

 

– Почему, на ваш взгляд, в нынешнее время наставничество особенно важно?

– Я много лет занимаюсь проектами, направленными на развитие территорий, которые не раз становились призерами федеральных конкурсов и программ, и на практике сталкиваюсь с нехваткой квалифицированных кадров в административном управлении в территориях. Это касается практически всех отраслей, в том числе и образовательной, и туристической, и строительной, и так далее. В качестве варианта решения проблемы я всегда привожу в пример опыт советской системы работы по профориентации и наставничеству. Система работала с момента, когда ребенок шел в детский сад, – это формирование образа будущей профессии. Очень благодарна тем процессам, которые у нас сейчас идут, – возвращение России себя, своих ценностей и традиций и самое, пожалуй, важное – нашей системы образования и наставничества. И прошедший 2023-й – Год педагога и наставника – тому подтверждение.

 

 

– Как построена работа у вас и какие направления в наставничестве были определены в прошлом году?

– В 2023 году в рамках разработки проектов, направленных на развитие территорий, мы продолжили наставническую деятельность по трем направлениям: для детей 6–10 лет, когда формируется позиция гражданина и чувство гордости за свою страну, малую родину; проекты, связанные с профориентацией учащихся 8–10 классов и третье – получение профессиональных знаний, умений и навыков у студентов вузов и ссузов. Да, было много сделано. Несмотря на четкие границы года наставника, работа продолжается.

Пример первого направления – работа «Байкальского центра развития креативных проектов» – «Дневник путешественника для детей 6–10 лет «Приключения Новика на Великом чайном пути», нацеленный на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование мировоззрения будущего гражданина России и чувства гордости за свою родину через мотивацию познавательного интереса к истории своей малой родины и ее роли в развитии Великого чайного пути.

В 2023 году его поддержали в Иркутской области, Республике Бурятия, Нижнем Новгороде. Первыми в Иркутской области его реализовали педагоги и наставники Шелеховского района. Мне хотелось бы отметить талантливых педагогов Шелеховской школы № 2 Татьяну Черкашину и Екатерину Сарапулову, которые стали наставниками для детей-участников проекта, организовав для них познавательные экскурсии и работу детских редакций. Благодаря педагогам-наставникам, сотрудникам музея Г.И. Шелехова юные исследователи узнали об истории и значении территории Шелеховского района в развитии Великого чайного пути и о вкладе выдающихся ученых и купцов в развитие и укрепление Российского государства.

 

 

Честно говоря, мы не ожидали, что будет столько заинтересованных родителей, и это круто, ведь одна из задач – дать родителю возможность в роли наставника вместе с ребенком собрать интересный маршрут и отправиться в познавательное путешествие по родному городу или району, в результате чего сформируется дневник, который будет бесплатно распространен в библиотеках школ Шелеховского района.

В рамках направления профориентации учащихся 8–10 классов разработан проект первой городской канатной дороги «Великий чайный путь». Его идеологами стали Алевтина и Мария, ученицы 8 класса МАОУ ЦО № 47 Иркутска. Я всегда говорю ребятам: «Если хотите получить лучшее решение и крутой проект, берите в команду профессионалов в своем деле». И девочки ответственно подошли к выполнению этого этапа. В числе их наставников эксперт по строительству канатных дорог Владимир Иванович Богданов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики строительства и управления недвижимостью БГУ Сергей Астафьев, к.э.н., доцент Байкальского государственного университета экономики и права Людмила Троицкая и другие. В процесс наставничества были включены студенты и магистранты БГУ, а также представители компании «Новация», Российской гильдии управляющих и девелоперов, министерства строительства Иркутской области, родители учащихся.

 

 

 

– В проекте «Женщины: школа наставничества» наставницами выступали женщины-лидеры России, участницами – студентки российских вузов, и у каждой были свои задачи и девиз года. С каким девизом вы шли в Год наставника?

– Нам предложили сформулировать для себя некий посыл 2023 года, и я написала на стене сайта: «Наставничество есть возможность вместе найти правильный путь. Люди вдохновляют людей. Делитесь друг с другом и вдохновляйте на развитие». Хочу поблагодарить всех организаторов, партнеров и участников проекта за очень важный и ценный процесс возрождения и развития института наставничества в России. В конце года на торжественной церемонии в министерстве науки и высшего образования РФ был отмечен труд наставников, было очень волнительно и приятно получить благодарность за вклад в развитие наставничества в России. В наставничестве важен труд и вклад каждого, считаю это заслугой всей нашей команды и результатом труда каждого. Горжусь школьниками и студентами, с которыми работаем. Они не только говорят, а что важно – делают дело. Это большая ценность в наше время. Они стремятся стать лучше, узнать что-то новое, изменить среду вокруг себя: городскую, учебную, социальную. Это дорогого стоит, ведь страну меняют вот такие увлеченные учебой и делом люди, и наставничество – это возможность поддержать их.