28.02.2024 17:15
Рубрики
Общество
Фото
из архива семьи Рыбиных
Фото:
из архива семьи Рыбиных
28.02.2024 17:15

Неуемный фанат и новатор спорта

Юрий Рыбин воспитал множество прославленных спортсменов

Заслуженному работнику физической культуры, основателю знаменитой школы легкоатлетов-силовиков иркутянину Юрию Николаевичу Рыбину 1 марта исполнилось бы 85 лет. Накануне дня памяти мы поговорили с его супругой Лидией Николаевной, обратились и к мемуарам самого Юрия Рыбина.

 

Мать – учительница, отец – командир

Родился Юрий Рыбин 1 марта 1939 года в Иркутске.

Его мать была учительницей, отец – подполковником технической службы, командовал бронетанковыми войсками. В мемуарах Юрия Николаевича описано, что семья жила хорошо: и материально, и душевно: «Мама с папой любили друг друга. У них родились три сына: Игорь в 1929-м, Вова в 1934-м и я в 1939 году. Отец был большой человек – командир. Жил красиво. Колбасу любил есть без хлеба. Самым большим козырем мамы была красота. Она и в 35 лет была хороша собой».

Жили Рыбины в большой квартире на 1-й Советской, но в 1940 году отца репрессировали. Мать выгнали на улицу с детьми. Позже переселили в коммуналку на улице Марата.

 

Голодное детство и юность

Голодное военное и послевоенное время у Рыбина осталось в памяти на всю жизнь. Описывает, что все вещи были проданы: «У матери остались галоши и отцовская шинель – все! 1941 год. Нет еды. Хотя еда была на рынке, но она стоила очень дорого. Дороже жизни… Наступил 1944 год. Мне исполнилось пять лет. Осень. Мы пошли с мамой в дом за Кайским мостом к какой-то семье. Шли шесть километров. Вокруг убирали с полей картошку. У мамы даже в мыслях не было что-то подобрать. Это значит украсть. Перед нами добротный дом. Мощные ворота. Злая собака. Заходим. Вижу огромное деревянное корыто с горячей дымящейся картошкой. Ее жрут свиньи. Мгновенно я подскочил к корыту, выхватил картофелину и в рот. В это время здоровенная баба, хозяйка, хватает меня за шкирку и со всего маха бьет об забор. Моя мама запричитала: «Что вы делаете? Он же ребенок! Он есть хочет». Та отвечает: «Самим жрать нечего! Пошли вон отсюда».

 

Квартира «черный дрозд»

Только в 1948 году Рыбины получили жилье – в подвале Кировского народного суда, и только благодаря тому, что мама Юрия устроилась в этот суд уборщицей.

Спускаться надо было в яму глубиной в три метра. Окон и дверей в жилище не было. Не было ничего: ни стула, ни кровати, только четыре угла и тусклая лампочка. В таких условиях прожили 10 лет. В 1958 году народный суд перевели в другое здание, семье дали комнату на первом этаже – 16 квадратов. Эту каморку друзья Рыбина называли «черный дрозд».

 

Первые спортивные успехи

Спортом Юрий Рыбин начал заниматься еще школьником. Впервые отличился в 1950 году, ему было 11 лет.

«По-прежнему голодно. Живу в подвале. Все мысли только о еде. В это лето я поехал в пионерский лагерь «Кимильтей». Там вполне сносно кормили. Я поймал большого окуня и выиграл первенство лагеря по плаванию в деревянном 25-метровом бассейне. Проплыл 50 метров быстрее всех. Моя фамилия Рыбин соответствовала моему предназначению. Так я стал «Рыба», – читаем воспоминания.

 

 

В то время появилось и новое увлечение – волейбол. Площадки не было. Играли через веревку и тряпичным мячом. Затем – футбол. А зимой – хоккей: вместо шайбы – ледышка, вместо клюшки – палка. В юности увлекся разными видами спорта: плавание, тяжелая атлетика, но главным увлечение стала легкая атлетика, прежде всего, легкоатлетические метания.

 

Толкатель ядра и стиляга

В 1953 году Юрий Рыбин начал заниматься в спортшколе «Авангард». В 14 лет на первенстве области впервые толкнул ядро 7,257 кг, или 16 фунтов – стандартный вес ядра для мужчин в соревнованиях на 9 м 91 см. «Толкали со снега на снег. Стоял март. Ядро подогревали на костре, было холодно – минус 25. Вот этот результат дает отсчет полету, к которому я стремился всю прежнюю жизнь – 20 м 51 см».

Первый серьезный успех показал в 19 лет. В 1957 году занял третье место по толканию ядра на Всесоюзной спартакиаде школьников в Риге. Пишет, что в Иркутск со Всемирного фестиваля молодежи и студентов вернулся стилягой: в узких брючках, в ботинках на тонкой подошве, в пиджачке со значками на лацкане. Правда, встретили модника не слишком дружелюбно: «Не успел я выйти из вагона, как меня потащили в ментовку. Порвали штаны, значки сбросили в карманы».

 

Чуть не потерял руку, но спорт не бросил

В тот же год Юрий пошел работать в ДОСААФ матросом-спасателем. К тому времени у него уже было восемь спортивных третьих разрядов. Тогда на него обратил внимание преподаватель по легкоатлетическим метаниям Северцев. Он работал в медицинском институте и устроил Рыбина на кафедру физического воспитания лаборантом. Правда, там Юрий получил травму, рассказывает его жена, Лидия Рыбина:

Он засунул пальцы в «болгарку», чтобы что-то поправить, и его правую кисть выкрутило так, что пальцы висели на коже. Врачи сумели спасти руку. Забинтовали. Так он поехал поступать в Омский институт физкультуры. Уже через месяц с покалеченной рукой начал снова толкать ядро, но только на 11 метров, а не на 14, как раньше.

 

 

В Омском институте Юрий Рыбин под руководством мастера спорта Бориса Петриченко специализировался в легкоатлетическом десятиборье. Учился в институте на отлично, получал повышенную стипендию.

Вернувшись после окончания вуза в Иркутск в 1964 году, стал одним из лидеров Приангарья в толкании ядра. Не было равных Рыбину и в штанге.

Его рекорд в толкании ядра – 15 м 76 см. Сейчас рекорд Иркутской области – 21 м 36 см, он принадлежит Павлу Чумаченко.

 

Знаменитая школа легкоатлетов-метателей

Завершив карьеру спортсмена, ступил на тренерскую стезю. В 1976-м начал готовить чемпионов. С подачи Юрия Рыбина стала зарождаться ставшая известной на всю страну школа легкоатлетов-метателей. Со временем он развивал ее вместе с Игорем Ивановичем Бражником.

Лидия Рыбина отмечает, что ее супруг буквально охотился на перспективных метателей. И если уж заприметил талант, обычно без труда уговаривал человека стать метателем. Мотивировала и внешность самого Рыбина:

Он был атлетически сложен. Его даже называли иркутским Шварценеггером. Когда он шел по улице Карла Маркса, все оглядывались, – говорит Лидия Рыбина. – Он мог в трамвае ехать и сказать незнакомому парню: «У тебя все данные для толкания ядра! Точно будет результат. Давай к нам, на тренировку». Так он набрал первую группу, большую – 20 человек. Коллеги над ним, конечно, смеялись, говорили: «Ты кого привел, Рыбин? На них даже время тратить не надо, они же дикие».

 

Из «дикарей» – в мастера спорта

В 1978 году группу пригласили на Всероссийский смотр молодых талантов. Не прошло и пяти лет, как «дикари» превратились в мастеров спорта. Уже в 80-х годах его воспитанники заявили о себе на всесоюзных соревнованиях. Мастером спорта стала Лидия Давидюк, впервые показав 17 м 42 см на соревнованиях, которые прошли в честь открытия Олимпиады в Москве. Вскоре в Кургане на первенстве РосСпартака улучшили результат – 17м 68 см.

 

 

Норматив мастера спорта выполнили Игорь Пальчиков, Владимир Блинов, Сергей Бельков, Елена Пластинина. А в 1987 году Игорь Пальчиков стал первым мастером спорта международного класса. Его брата, Евгения Пальчикова, мастера спорта международного класса, участника чемпионатов мира, Европы тренировали в союзе с Игорем Бражником. Вместе готовили и Павла Чумаченко, монгольского спортсмена Махашири Дашендэва…

Помню, Вовка Блинов – двухметровый гигант, когда Рыбин его вывез в Сочи, там проходили соревнования, зашел в море в ботинках, опустил палец в воду, облизал и говорит: «И правда соленая!» Это 1978 год. Он нас и в дендрарий возил, везде, где мог, чтобы мы увидели другую жизнь, стремились к чему-то, – говорит Лидия Рыбина.

 

Новатор и ходячая энциклопедия

Познакомилась с будущим супругом Лидия Николаевна в ТФК. Рыбин тогда работал руководителем физвоспитания, именно ее он и пригласил в секцию метаний:

Говорит, идеальные физические данные, иди диск метай. Я стала к нему ходить для разнообразия. Первое, что он сделал – отвел нас, девушек, в зал штанги и заставил делать жим лежа. Его коллеги были в шоке, говорят: «Рыбин, ты почему над девчонками издеваешься?» Это же 1977 год был. Штанга и девушки – на тот момент понятия несовместимые. Это сейчас тяжелая атлетика – вид спорта для женщин, даже олимпийский, а тогда – нонсенс, – вспоминает Лидия Рыбина. Она отмечает, что ее супруг всегда был новатором, не боялся делать то, что другим даже в голову не приходило. Инновационным был и его тренерский подход. Если в то время все шли от техники спортсмена, то он, наоборот, ставил силу на технику. А еще Лидия Николаевна отмечет, что Рыбина называли «ходячей энциклопедией», если речь шла о спорте.

Он вел мировую статистику по толканию ядра и метанию диска. Помнил результаты соревнований по толканию ядра с 1896 года, с первой Олимпиады, а также чемпионатов мира, Европы, СССР и России. Иркутских метателей, их достижения знал по годам – с ним можно было сверяться как со справочником.

Юрий Рыбин не был заложником общественного мнения, и одно из подтверждений – Сергей Ходаков. Это особая веха в его тренерской работе. Несмотря на инвалидность по зрению, ученик Рыбина добился невероятных результатов. В 1992 году в Барселоне на Паралимпийских играх в 26 лет завоевал золотую медаль в метании диска, серебряные – в метании копья и ядра. Удачно выступал на чемпионатах мира 1994 года и Европы 1995 года. Его удостоили звания заслуженного мастера спорта. На Паралимпиаде в 1996 году в Атланте снова стал чемпионом, установив мировой рекорд в метании диска. Завершил карьеру на Паралимпийских играх в Сиднее, где был удостоен чести нести флаг команды СССР.

В то время паралимпийский вид спорта не считали вообще ни за что. Над Рыбиным, который готовил практически слепого спортсмена на Олимпиаду, смеялись: «Рыбин! Ты чем опять занялся? Какой Ходаков, какой он олимпийский чемпион? Ты о чем думаешь?» Но Рыбин от своего не отступал. Он корреспондентов за пуговицу хватал, объяснял: «Ты понимаешь, что он ничего не видит, но показывает результат…» И ему удалось изменить общественное мнение. Когда в 1996 году Ходаков вернулся олимпийским чемпионом в Иркутск, его встречали с почестями: красная дорожка, цветы… Его признали, зауважали, он стал значимым человеком.

 

Спорту был верен до последних лет жизни

Тренерской деятельностью Юрий Рыбин занимался практически до последних лет жизни. Толкание ядра для него было главным смыслом жизни. Он был фанатом этого вида спорта, говорит Лидия Николаевна. Вспоминает, что в 1999 году Юрию предложили землю на Байкале. Появилась возможность построить домик, уйти с почестями на пенсию, заняться рыбалкой, которой он увлекался, но спокойная жизнь – не для него.

Летом он поехал посмотреть, что это за место, где можно домик поставить. Уехал на три дня. Два дня проходит. Ночью стук в дверь. Я: «Кто?» Он: «Да я это!» Ну ее, говорит, эту деревню, хотя Байкал очень любил. Уже на третий день набрал новую группу из 30 человек. Он брал разных ребят, в том числе подростков, которые стояли на учете в ПДН, просил инспекторов отправлять хулиганов в секцию. Пусть не все добились спортивных результатов, но самое главное – он ставил цель в жизни, воспитывал.

Одним из последних открытий Юрия Николаевича стал толкатель ядра Антон Любославский. В 2005 году совсем юный Любославский на Мемориале братьев Знаменских в Казани занял первое место с результатом 20 м 71 см, опередив признанных лидеров, в том числе своего земляка Ивана Юшкова. Через два года Любославский – чемпион страны. На Олимпийских играх в Пекине в 2008 году Антон выступил неудачно, став лишь восемнадцатым. Но в следующем сезоне на чемпионате Европы занял достойное четвертое место.

 

 

Примечательно, что 50 лет Юрий Рыбин со своими учениками просидел в «яме легкоатлетического манежа» спорткомбината «Труд», где условия для толкателей ядра были ближе к боевым, чем к комфортным. Только потом появилась современная «Байкал-Арена».

За высокие достижения в сфере развития спорта и достижения в общественной сфере деятельности во благо Иркутской области Юрий Николаевич был отмечен медалью ордена 2-й степени за заслуги перед Отечеством, почетным званием «Заслуженный работник физической культуры» и знаком отличия «За заслуги перед Иркутской областью». Юрий Николаевич ушел из жизни 28 декабря 2021 года, оставив о себе память в своих достижениях и учениках. 1 марта, в день, когда родился Юрий Рыбин, его воспитанники встречаются, вспоминают о прошлых годах. А на Благовещение они выпускают в небо птиц из клеток – так делал Рыбин.

На Благовещение он выпускал птиц, которых покупал на рынке: снегири, зяблики, коноплянки – разные лесные породы. Сначала мы вдвоем ходили, потом компанией, присоединились его друзья, коллеги, ученики. Когда он болел и уже не выходил никуда, Роман Кох привозил клетки к нам домой, и мы выпускали птиц во дворе. Два последних года мы выпускаем их на кладбище, там лес, птицы быстро осваиваются, лучше, чем в городе, – рассказывает Лидия Николаевна.

Сейчас она продолжает развивать дело своего супруга. Работает тренером, в том числе ведет атлетов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата.

Более 20 лет Лидия Рыбина приумножала славу иркутской школы метателей, воспитанницей которой когда-то была сама. Кстати, долгие годы никто в области не мог побить ее рекорд: в ядре – 18 м 05 см, в диске – 60 м 88 см.