03.04.2024 10:09
Рубрики
Общество
Фото
Фото Андрея ФЕДОРОВА, Людмилы ЦЫДЫПОВОЙ, Бориса  СЛЕПНЕВА
Фото:
Фото Андрея ФЕДОРОВА, Людмилы ЦЫДЫПОВОЙ, Бориса  СЛЕПНЕВА
03.04.2024 10:09

Священные места аларских бурят

Ученые подготовили базу для создания новых объектов культурного наследия

Уникальную научно-исследовательскую работу подготовил Институт географии СО РАН им. В.Б. Сочавы. После обращения жителей поселений Готол и Ныгда Аларского района ученые сделали описание священных мест в окрестностях этих деревень. Лесорубы и добытчики полезных ископаемых наносили урон рощам и источникам, где столетиями проводили обряды представители бурятских родов племен хонгодоров и булагат. Научные изыскания помогут включить выявленные сакральные ландшафты в реестр объектов культурного наследия, которые охраняются государством.

 

Там, где живет история

«В Аларском районе возле деревни Готол массово вырубают леса. Как пишет один из очевидцев, это священные места, где захоронены наши предки шаманы. Раньше шаманский лес был роскошным, сейчас его назвать лесом сложно», – такое сообщение в мае 2021 года разошлось по информационным лентам и собрало массу возмущенных комментариев читателей.

Ныгда и Готол – небольшие поселения Аларского района, но с богатой историей. Прошлое здесь живет в песнях и сказаниях, в каждодневных ритуалах и праздничных молебнах.

Там сохранился местный фольклор, этнокультурные традиции. История заселения этого края передается из уст в уста. Жители поселений знают свои родословные начиная с середины XVI века, с тех пор, как племена кочевали с территории Монголии. Это удивительно и редко где встречается. Святые места в Аларском районе являются осью местного традиционного мировоззрения и образа жизни, – рассказывает старший научный сотрудник лаборатории георесурсоведения и политической географии Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, кандидат географических наук Людмила Цыдыпова.

Будучи специалистом в области культурного ландшафтоведения, вместе с коллегой, кандидатом географических наук, старшим научным сотрудником лаборатории картографии, геоинформатики и дистанционных методов Цыренжапом Дашпиловым они летом 2023 года провели полевые исследования в Аларском районе. Ученые приехали туда после того, как местные жители обратились в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области, где узнали, что для спасения святых мест им необходимо придать охранный статус. Но сначала нужно провести научные изыскания.

Жители поселений – большие молодцы. Они дружно собрались, чтобы организовать защиту святых мест, – продолжает Людмила Цыдыпова. – Для меня это была первая подобная работа. Нам предстояло сначала подготовить местное население. На сходе местные жители выразили готовность к работе с нами, помогал представитель религиозной общины одёгон. У нас были проводники. Без поддержки и сопровождения было бы трудно, ведь некоторые старожилы, увидев диктофон, могли и не раскрыться в беседе. Но проводники объясняли им, что это исследование очень важно для жителей, и нам удалось пообщаться. Таким образом было положено начало исследованию священных мест.

 

Жители молятся за воинов на СВО

Общение в основном проходило на бурятском языке, поскольку пожилым людям так было проще разъяснить свои обычаи и традиции. Оказывается, что помимо знания родословных здесь сохранились многие сказания о важных событиях в жизни каждого рода.

Из рассказов местных жителей: «… наши предки пришли из Боханского района. Переплыли Ангару и поселились здесь, на левом берегу… Готол назвали в честь предка нашего рода. Правильно называть улус Готол, Ныгда от бурятского «Нэгдэ» – объединение, единение, Эдэгетан – это сейчас переулок Эдыгей. Это наш прадед, а я уже шестое поколение, 1933 года рождения. У нас в деревне называют так, как жили родами. Кучками жили. Но общее-то имя Ныгда…».

По преданию, поселение основали представители трех родов и в знак родства посадили лиственницу, березу и сосну. Считается, что эти три дерева-великана охраняют покой родной земли. Горы и возвышенности Готолой Yбгэд, Долон Yбгэд, Хара-Хушун считаются священными, где проводили посвящения в шаманы.

Из рассказов местных жителей: «Каждое утро капаем чаем на четыре стороны света: сначала туда, где Солнце встает, и далее по очередности, и небу – Хухэ Мунхэ Тэнгэри, Земле Матушке – Газар Эхэ, родовому месту, обращаясь лицом к нему». «Мы-то давно уже капаем и запоминаем глазами, где они (святые места) расположены. Наши родители на святые места ходили, и бабушки, и дедушки, и прабабушки, и прадеды. Наше место 12 сосен. Там жили белоголовые орлы. Раньше сразу за деревней тайга была». Ежегодно здесь устраивают молебны, тайлаганы.

– Там хорошо сохранились знания, потому что традиции чтятся, не прерывается связь поколений. Основой обрядной деятельности служит чувство ответственности перед прошлым, настоящим и будущим родовых групп, племени. Во время общения с местными жителями мы узнали, что у многих сыновья находятся в зоне проведения СВО. Все хотят, чтобы дети вернулись живыми, – говорит Людмила Цыдыпова.

Из рассказов местных жителей: «… Места поклонения давным-давно возникли, 200–300 лет назад точно. Во время войны, когда уходили, поклонялись сакральным местам, чтобы живыми остаться. Сегодня за детей молимся, чтобы предки присмотрели за детьми и вернули их домой».

Ученые исследовали родословные семей, провели беседы, изучали исторические документы, в том числе из архивов Иркутска и Улан-Удэ, использовали труды известных этнографов, географов, путешественников, краеведов. Многое удалось узнать из монографий М.Н. Хангалова, Б.Э. Петри, П.П. Баторова, С.П. Балдаева, Н.И. Затопляева, Т.М. Михайлова, Ж.А. Зимина.

Также сотрудники Института географии осмотрели священные места, где обнаружили артефакты:

В работах Петра Баторова приведены названия обрядов, которые посвящены местным родовым культам для коллективного и индивидуального молебнов – «утхадаа дуhааха» – «покапать предкам». Основанная у бурят старинная поговорка: «Утха ударха угы, тYYхэ тоорихэ угы». – «Порода не порется, а история не блудится и не теряется» – актуальна до настоящего времени. Самые главные культовые объекты там – священные деревья. На них покоится прах шаманов. Когда дерево усыхает, останки «переселяют» на другое дерево. Мы видели одну такую сосну, обхватом не меньше двух метров. А у старинной ритуальной коновязи сэргэ возле захоронения середины XVIII века есть шаманская кованая корона. Находятся там и другие ритуальные изделия из железа.

 

Сакральные ландшафты защищает закон

Все эти реликвии столетиями оберегали местные жители. Для того чтобы чужой человек не прошел к святым местам, их обозначали цветными лоскутами. Сами шаманисты проходили туда, только спросив разрешения у духов у так называемого бариса / барься, которые, как правило, украшены белыми и голубыми лентами. Но географы выяснили, что сакральные ландшафты, которые нельзя лишний раз тревожить, несут печать недавнего антропогенного воздействия.

Были обнаружены следы нарушения почвенного покрова и загрязнения в результате обширной вырубки леса. Там остался «бросовый» лес. Есть риск климатических изменений – ветровой эрозии, высыхания целебных источников (аршанов). В деревнях Готол и Ныгда наблюдаются обмеление аршана – целебного «глазного» источника. В муниципальном образовании Ныгда помимо вырубок разрабатывали месторождения полезных ископаемых, в том числе у подножия священной горы, что совершенно недопустимо, – пояснила автор научной работы.

К счастью, хозяйственники не успели уничтожить все на корню, остались многие священные деревья, захоронения шаманов и другие культовые объекты. Местные жители в общении с учеными утверждали, что не против работы компаний, но просят оставить неприкосновенными важные для них места. Сейчас их местонахождение и границы зафиксированы картографическим способом. Общая площадь священных мест оказалась не такой уж большой – порядка шести с небольшим квадратных километров.

В основу научной работы положены методы культурной географии, разработанные ведущим научным сотрудником ИГ им. В.Б. Сочавы СО РАН, доктором географических наук Миланой Рагулиной. Согласно им, сакральный ландшафт позволяет защитить федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». У аларских бурят такими маркерами выступают как раз священные рощи и деревья.

Благодаря проведенным изысканиям святые места «НэгдэйнYбгэд, Төөдэйд» и «ГотолойYбгэд» в поселениях Готол и Ныгда признаны объектами, обладающими признаками культурного наследия. Без них невозможно гармоничное геокультурное развитие территории. Ученые надеются, что их исследования позволят в течение года включить указанные объекты в соответствующий реестр и наделить их охранным статусом от государства.