24.04.2024 11:53
Рубрики
Общество
Фото
предоставлены кинокомпанией Юрия Яшникова
Фото:
предоставлены кинокомпанией Юрия Яшникова
24.04.2024 11:53

Он придумал вертолет

В Иркутске снимают фильм про легендарного авиаконструктора Николая Камова

Уже в июне состоится премьера фильма «Он придумал вертолет» о советском авиаконструкторе, создателе вертолетов семейства Ка, уроженце Иркутска Николае Камове. Это будет третья серия документального исторического сериала «Киноинтервью», производством которого занимается Кинокомпания Юрия Яшникова. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

Мир грезил новым летательным аппаратом

Николай Ильич не был первооткрывателем вертолетной темы: винтокрылую машину, как и велосипед, в то время пытались создать в разных странах. Можно сказать, что прообразом вертолета занимался еще Леонардо да Винчи, к этой теме приложился и Михаил Ломоносов. В начале ХХ века весь мир грезил новым летательным аппаратом, в том числе и Николай Ильич, – рассказала нашему корреспонденту автор сценария и режиссер фильма Оксана Цепилова. Еще одним автором сценария стал иркутянин Алексей Базюк.

Третья серия будет длиннее предыдущих – «Русский Морган» и «Саня, драматург», ее хронометраж превысит 30 минут. На данный момент полностью готов сценарий фильма, собрана команда, на студии звукозаписи в Санкт-Петербурге записаны голоса персонажей – Николая Камова и журналиста Эдуарда Церковера, который берет у авиаконструктора интервью. Все серии сериала, а также премьеру фильма «Он придумал вертолет» можно будет посмотреть на официальном сайте проекта.

Впервые на проекте появился арт-директор, это Тимур Федоров. Он учился в иркутском филиале ВГИКа, имеет большой опыт монтажа. В прошлом году вышел документальный фильм «Михаил Горшенев. Легенда о «Короле и Шуте», где Тимур отвечал за монтаж и анимацию, – сказала Оксана Цепилова. – Думаю, что в нашем фильме получится очень интересный и запоминающийся визуальный ряд. Как правило, в фильмах сериала «Киноинтервью» используется только одна локация. Мы не стали отходить от этой традиции. Но саму локацию я раскрывать не буду. Могу только сказать, что ничего подобного у нас еще не было. И сама локация станет знаковым местом в фильме.

 

Камов заговорит голосом Яна Цапника

Свой голос авиаконструктору подарил российский актер театра и кино Ян Цапник. По совпадению он родился в Иркутске, где семья жила несколько лет. Отец Юрий Викторинович Цапник родом из Забайкалья, окончил Иркутское театральное училище и три года играл в Иркутском драматическом театре имени Н.П. Охлопкова. Сам Ян ничего о нашем городе не помнит, он давно здесь не бывал, но много слышал о нем от своего отца.

Ян Юрьевич появился в проекте неслучайно. Пару лет назад вместе с Юрой Яшниковым мы разрабатывали проект, в котором видели только Цапника. Однажды мы «питчинговали» этот проект на киноконкурсе в Москве. После выступления к Юре подошла женщина и представилась агентом Яна Цапника, отметив, что наша задумка ей приглянулась, – воспоминает автор сценария и режиссер фильма «Он придумал вертолет». – Некоторое время спустя состоялась наша встреча с Яном Юрьевичем в Москве. Он согласился принять участие в нашем проекте. Потом Юрий отправил ему ссылку на фильм «Саня, драматург», посвященный Александру Вампилову. Актер позвонил и сказал, что фильм ему очень понравился. Оказалось, что в свое время его отец общался с драматургом, на этой волне мы решили предложить ему участие в «Киноинтервью».

Для фильма очень важно было понять, каким был голос Камова. Но записей, к сожалению, не осталось, – продолжает наша собеседница. – Сам он был таким крепким, сбитым, кряжистым, с широким лицом и яркой улыбкой. Мы сумели познакомиться и подружиться с его внуком. Поиском родственников Николая Ильича занималась режиссер Мария Кильчевская, которая в нашей команде ответственна за архивы и поиск людей. Она обзвонила несколько авиаинститутов, в одном из них взяли ее контакты, а спустя время раздался звонок от внука конструктора – Николая Борисовича Топорова. Он очень помог нам в работе над образом Николая Ильича, передал информацию, фотографии и сказал, что голос у его дела был примерно как у него, даже еще повыше. Я подумала: «У Яна Цапника тоже высокий голос». Мы предложили актеру озвучить Николая Ильича, и он согласился.

 

Каким был Эдуард Церковер

Несмотря на то что «Киноинтервью» – это документальный исторический сериал, в нем используются все приемы, характерные для кино игрового, – говорит Оксана Цепилова. – Герои в нем живут и действуют как игровые персонажи.

Николай Ильич прожил долгую жизнь, но интервью он дал не так много. В архивах Молчановки в многотиражке «Восточно-Сибирский аэрофлотец» мне удалось обнаружить его беседу с Эдуардом Церковером, перепечатку из газеты «Неделя» 1973 года, приложения к «Известиям». Информации о Церковере сохранилось мало: в интернете гуляют всего две его фотографии, по которым сложно понять, каким он был человеком, – считает Оксана Цепилова.

Мне удалось найти воспоминания коллег, в них Церковер предстает профессиональным человеком, журналистом, который вывел жанр интервью в СССР на новый уровень. К сожалению, больше информации обнаружить не удалось: родственников журналиста мы пока не нашли, а один из его учеников смог вспомнить о нем не так много, – подчеркнула наша собеседница.

 

Железная птица на льду

Фильм проведет зрителей по всей жизни авиаконструктора. Судьба не была к нему особо благосклонна с самого рождения, считает Оксана Цепилова. Николай Камов родился с травмой – вывихом предплечья, поэтому у него плохо сжималась правая рука. Из-за этого ему дважды пришлось расстаться с заветной мечтой: сначала он хотел стать хирургом, потом – пилотом. Ни тому, ни другому из-за травмы не суждено было сбыться.

Николай Ильич родился в образованной семье, отец Илья Михайлович учился в Варшаве. Вернулся в Иркутск, работал в Иркутском коммерческом училище, постепенно дослужился до должности директора. Мама была полькой, они познакомились и поженились в Польше, знала немецкий и французский языки. Этими же двумя языками прекрасно владел авиаконструктор, – отметила Оксана Цепилова.

Однажды юный Николай в Иркутске увидел, как над городом пролетает самолет, отбитый в свое время у интервентов. Молодой человек бежал за железной птицей до самой Ангары, на льду которой у самолетов была стоянка. Он попросил пилота показать ему мотор и устройство воздушного судна. Оно было иностранного производства, с французским мотором. В России в те годы не делали самолетов. Именно в этот момент юный Николай решил, что хочет связать свою жизнь с авиацией, – говорит наша собеседница.

После окончания иркутского коммерческого училища Камов поступил на механический факультет Томского технологического института, где изучал паровозное дело. Во время учебы преподаватели прочили ему карьеру крупного инженера, отмечая, что он обладает ясным умом и золотыми руками. Год Камов работал в Москве на Концессионном заводе Юнкерса по сборке самолетов, где прошел всю технологическую цепочку создания летательных аппаратов: сборщик двигателей, слесарь, механик, испытатель моторов, только потом перешел на инженерную должность.

Через некоторое время Камов оставил работу на заводе Юнкерса и стал руководителем специального конструкторского бюро при центральном ОСОАВИАХИМе. В соавторстве с еще одним инженером Николай Камов создал первый советский автожир – самолет с винтом, предшественник вертолета.

 

Человек, опередивший время

Одним из самых важных изобретений Николая Камова стала соосная схема винтов. Два винта располагаются друг над другом и крутятся в противоположных направлениях. Машины, оснащенные такими винтами, более устойчивы и безопасны, компактны, менее шумные, могут взять на борт больше грузов. Николай Камов смог наладить серийное производство таких вертолетов.

Еще одним из его изобретений стал вертолет, похожий на самолет, получивший название винтокрыл Ка-22. Эта машина поставила рекорд по грузоподъемности, но из-за несовершенства технологий того времени ее невозможно было довести до ума, – считает наша собеседница. – При испытаниях два винтокрыла разбились, экипаж погиб. Проект закрыли, это сильно повлияло на Камова. Но как нам рассказал внук авиаконструктора, сейчас вновь обратились к этим идеям, которые станут основой для новой техники.

Николай Камов во многом опередил свое время, как минимум на 50 лет. Многие его патенты еще ждут своего часа. Он родился в 1902 году, умер в 1973 году. За это время успел сделать большое количество открытий и изобретений, – говорит режиссер фильма. – Нам же важно было показать его не только как изобретателя, гениального конструктора, но и как человека. А человеком он был очень открытым, гостеприимным, умеющим сложные вещи объяснить самым простым языком. Все это позволило ему снискать любовь и уважение близких, друзей и коллег.