24.04.2024 12:01
Рубрики
Общество
Фото
автора и Николая Бриля
Фото:
автора и Николая Бриля
24.04.2024 12:01

Полувековой юбилей БАМа

Почтовую марку и штемпель выпустили в честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали

Торжественная церемония гашения марки, посвященной 50-летию начала строительства БАМа, состоялась в Иркутске 17 апреля. Мероприятие прошло с участием губернатора региона Игоря Кобзева, ветеранов ударной стройки. 

Дату церемонии выбрали не случайно: в апреле 1974 года Байкало-Амурская магистраль была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, покорять сибирскую тайгу отправились молодежные отряды со всех концов Советского Союза.

Оттиски художественного штемпеля на конверт поставили губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, начальник Восточно-Сибирской железной дороги Вадим Владимиров, директор Управления федеральной почтовой службы Иркутской области Юрий Бойко и председатель общественной организации «Бамовское содружество» Василий Швайкин. Кроме марки, Почта России выпустила конверты первого дня и специальный штемпель. С его помощью фиксируется важное событие или дата, сохраняя таким образом его в памяти поколений.

Строительство Байкало-Амурской магистрали – один из самых масштабных проектов в истории нашей страны. Мы отдаем дань уважения тем 45 тысячам человек, которые участвовали в этой грандиозной стройке, и тем, кто сейчас проживает в городах и поселках БАМа. В Иркутской области 2024 год объявлен годом работников Байкало-Амурской магистрали. Мы составили план по организации и проведению празднования юбилея, в этом году пройдет более 300 мероприятий, которые улучшат жизнь в этих территориях. Это тоже дань уважения бамовцам, – отметил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

 

Магистраль живет и будет жить

Сейчас по решению президента Российской Федерации Владимира Путина идет расширение БАМа – создание второго пути, модернизация железнодорожной инфраструктуры.

БАМ – это стройка века, стратегическая задача, поставленная государством 50 лет назад. Магистраль живет и будет жить. Сейчас руководство страны ставит следующую задачу: планомерное развитие магистрали. Принято решение по строительству второго Северомуйского тоннеля, который даст возможность увеличения пропуска поездов. Все поставленные задачи будут выполнены, – сказал Вадим Владимиров.

На юбилейной марке изображен логотип празднования 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Она выпущена тиражом 72 тыс. экземпляров. Штемпель действует всего один день. Марки с ним становятся исторической ценностью, пополняют экспозиции музеев и частные коллекции.

В регионе, кроме Иркутска, марку «50 лет БАМу» 17 апреля торжественно погасили в Тайшете, Братске и Усть-Куте. Специальные гашения также прошли в Москве, Нерюнгри, Северобайкальске, Советской Гавани, Тынде, Улан-Удэ, Хабаровске и Чите.

Почтовая марка – это символ нашей истории. Мы должны всегда помнить о нашей стройке. Мы строили БАМ и продолжаем вместе с молодежью участвовать в этой работе, – сказал Василий Швайкин.

Мероприятие прошло с участием ветеранов великой стройки. Они поделились воспоминаниями о стройке века.

 

На БАМ приехал в летних туфельках

Среди молодежи, кто отправился на строительство магистрали по комсомольской путевке был Николай Иванча. На БАМ он приехал из Киева, после службы в армии, это было в октябре 1978 года. Десант комсомольцев высадили на станции Лена в Усть-Куте.

Первый день запомнился больше всего: из лета мы перенеслись в зиму. Мы, четверо друзей, приехали с юга в летних туфельках, курточках. На дворе стоял октябрь, но было очень холодно. БАМ нас встретил первым снегом, – рассказывает комсомолец. – Когда нас одели в строительную форму, мы друг друга не узнали, потому что в один миг стали выглядеть одинаково, со временем, конечно, привыкли. До места назначения пришлось добираться прямо по болоту. Но меня это не испугало: я грезил мечтой поучаствовать в масштабной стройке.

Первые трудовые шаги Николай Иванча на стройке века, так тогда называли БАМ, сделал в качестве токаря-фрезеровщика на автобазе. Данное подразделение треста «Мостострой-9» занималось ремонтом и сервисным обслуживанием автотранспорта. Колонны автобазы стояли по трассе в поселках Улькан, Магистральный, Северобайкальск, Таксимо, Уоян, на Витиме. Потом работал плотником, позже стал председателем профсоюзного комитета. Закончил работать в тресте начальником хозяйственной службы.

Государство, отмечает наш герой, всячески стимулировало приток новых кадров на стройку века. К молодежи относились с уважением: предоставляли подъемные, обеспечивали одеждой, продуктами. Достойные условия для жизни способствовали появлению семей, рождалось много детей.

– И я не стал исключением: свою комсомольскую свадьбу я сыграл именно на БАМе. Галина, моя супруга, была направлена после пединститута по распределению в Усть-Кут, преподавала математику в вечерней школе. На БАМе у нас родились дети – сын Александр и дочь Евгения, – делится воспоминаниями Николай Павлович.

Быт, особенно поначалу, был простой, но материальная роскошь романтикам была не особо важна, говорит он:

На автобазе нас заселили в новое общежитие, но в черновой, так скажем, отделке.

Нам дали огромные рулоны обоев, которыми мы обклеили и стены, и потолок. Обогревателей не было современных. Было такое, что обогревали комнату лампами или самодельными обогревателями. Со временем быт обустроился.

Также он отметил, что на БАМ ехали добровольцы со всех республик и краев Советского Союза. Различные строительные участки магистрали осваивались выходцами из разных регионов СССР. Так, например, поселок Звездный обстраивался представителями армянской социалистической республики, Ния – грузинами, Улькан – азербайджанцами, Уоян – литовцами, Куанда – узбеками, Северобайкальск – ленинградцами.

У нас работал международный студенческий отряд – по-настоящему многонациональный коллектив. Было интересно знакомиться с их культурой. Очень много было латышей, литовцев. У меня есть друзья, семейная пара. Они поженились на БАМе: он – латыш, она – русская. Другой пример: грузин женился на белоруске. Их брак оказался очень крепким. Мы общаемся до сих пор.

Сейчас Николай Иванча живет в Иркутске, участвует в деятельности областной общественной организации ветеранов-строителей Байкало- Амурской магистрали. Когда-то он был ее председателем, стоял у истоков создания.

 

БАМ – это моя молодость и вся трудовая жизнь

Николай Потапенко, житель Иркутска, ему сейчас 72 года, отработал на железнодорожной магистрали 35 лет. На всесоюзную комсомольскую стройку он приехал в августе 1974 году после окончания Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта.

18 июня я защитил диплом, и пятерых отличников, которые были на военной кафедре, через 10 дней забрали в армию на строительство БАМа, в железнодорожные войска, город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровскую бригаду. Два года жили в палатках, когда служил в армии. Потом – вагоны комфортные, плацкартные. Занимались реконструкцией железнодорожных линий на перегонах. БАМ – это моя молодость и вся трудовая жизнь, – говорит Николай Потапенко. – Каждый день приносил что-то новое, знакомства с людьми в непринужденной обстановке. Я нашел там прекрасных друзей, с которыми общаюсь по сей день. Но самое яркое впечатление – рождение сына и рождение дочери. Свою любовь я повстречал не на БАМе, а в институте. Невеста не испугалась трудностей, приехала ко мне. Сначала я был в строительной бригаде, дошел до руководителя строительной организации. С БАМа я уехал в 2009 году.

 

Партия сказала: «Надо!» Комсомол ответил: «Есть!»

Любовь Константиновна (Сен Дя) Данильченко, ветеран комсомола, рассказала, что, когда строился БАМ, состояла в Кировском райкоме комсомола Иркутска, была членом комиссии по наполнению товарами бамовских поселков. Вспоминает, что продуктами питания БАМ снабжали достойно, баловали даже деликатесами. У тружеников великой стройки был доступ к широкому спектру товаров, в том числе импортной обуви и одежде. Дефицитное поставлялось из Венгрии, Болгарии, Польши, ГДР – стран социалистического блока:

В первый год не надо было ни холодильников, ни туфель: там же непроходимая тайга стояла. Мы тогда боролись за то, чтобы у рабочих прежде всего было теплое белье, обувь, шапки, ватники… Им же надо здоровье сохранить. Попробуй поработать сутками в грязи, на холоде… Поначалу условия тяжелые были, но инфраструктура БАМа развивалась очень быстро. В 1975/1976 году мы уже добивались того, чтобы бамовцы, особенно передовики, получали в том числе дефицитные товары. Был тогда такой термин. На стройке работало очень много молодежи, а она красивая должна быть, чтобы и на танцы было в чем прийти! Мы эти вопросы поднимали. И получали со всех социалистических стран товар: платья, блузки, белье качественное, обувь шикарную – чехословацкую и финскую. Оправляли все нашим бамовцам.

Члены комсомола, отмечает она, стремились к тому, чтобы стать передовиками, ровнялись на лучших. А еще считалось очень престижным сдать ленинский зачет, который проводился регулярно для проверки политической грамотности молодежи:

Партия сказала: «Надо!» Комсомол ответил: «Есть!» Мы все стремились стать передовиками. И сдать ленинский зачет было очень почетно. Приходит комиссия, задает вопросы. Помню, как мы отвечали – без запинки! Знали все мировые новости, всех первых секретарей коммунистических партий – пофамильно. Я участвовала в соцсоревнованиях восемь раз. Нас награждали путевками в соцстраны. Собирали всех отличившихся бамовцев. Формировали поезда и отправляли отдыхать.

Данильченко считает, что бывших комсомольцев не бывает. Говорит, общественные инициативы, добровольчество и другая деятельность на благо общества – норма жизни для тех, кто был воспитан БАМом.